Агрызские вести

Агрызский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
История в лицах

К 100-летию ТАССР. Уроженка Иж-Бобьи Марьям Зайнуллина: "Мы стояли у колыбели республики"

Материал предоставлен Музеем истории села Иж-Бобьи

В этом году наша республика отмечает свой 100-й день рождения. Её становление и развитие прошли в борьбе и в труде, в достижениях и лишениях... Много выходцев из нашего села, которые принимали активное участие в жизни ТАССР.

"Я старше моей республики ровно на 20 лет. Все этапы её большого пути прошли через мою счастливую судьбу", - писала наша односельчанка Марьям Зайнуллина. Сегодня музей истории села Иж-Бобьи знакомит с её интересной судьбой.

Марьям Шаймухаметовна Зайнуллина, в девичестве Ибатуллина, родилась 31 августа 1900 года в селе Иж-Бобье Сарапульского уезда Вятской губернии. С 9 лет воспитывалась бабушкой, рано осиротевшая девочка рано повзрослела. На судьбе Марьям отразились деятельность медресе Иж-Буби в ее родном селе, а также наличие большого количества просвещённых людей. Так, в своих воспоминаниях она отмечает: «Был наш родственник, Ибрагимов Габдрахман, он служил старшим приказчиком у Мухамеджана хаджи… они жили очень культурно, выписывали богатейшую периодическую печать…была у них своя домашняя библиотека…им регулярно поступали все новинки литературы, издаваемые в Казани, Оренбурге. Такие произведения писателей, как М. Гафури, Г. Тукай, Ф. Амирхан, С. Рамеев, Г. Камал… и многие другие. У них в библиотеке были Пушкин, Лермонтов, Толстой, Некрасов, Никитин, Кольцов, Гоголь и т.д. У них выписывались журналы «Шура», «Ан», «Ак юл», «Сююмбике», «Ялт-юлт»… Всё, всё, что тогда издавалось». Марьям отмечает, что эта обстановка ее тянула сюда, и в течение 8 лет она находилась в доме своего родственника, нянчила детей, а в свободное время изучала библиотеку. После закрытия первого а России Мусульманского женского училища в Иж-Бобье, куда Марьям поступила в 6 лет, она училась в школе земства, расположенной в этом же селе.
В 1916 году Марьям оставила родную деревню: «избрав себе путь, подсказанный мне моей родной бабушкой, путь народной учительницы. И я не ошиблась…». Поступила девушка в Елабужскую семинарию, но была оттуда исключена по банальной, казалось, бы причине: вместе с подругой решила сходить на митинг, просто так посмотреть. Кто-то узнал их в толпе и донёс до руководства...
Тогда путь молодой девушки лёг за Урал, на Артейский завод. Но она написала письмо в редакцию журнала «Сююмбике» главному редактору журнала Якубу Халили, своему односельчанину, бывшему мугаллиму медресе Иж-Буби, который позже её уведомил о том, что есть хорошее место учительницы и пригласил в Казань. Марьям была рекомендована учительницей в деревню Акзегетово Цевельского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район РТ) в русско-татарскую школу для девочек.
Здесь Марьям Зайнуллина и встретила 1917-й год. В ее воспоминаниях записано: «Срочно нас вызвал Шафигуллин (основатель и содержатель школы) и велел, чтобы немедленно убрали из стен школы портреты Николая II и его жены. Сообщил, что царя сняли. Просил нас всех учащихся вывести на улицу, обходить всю деревню с песнями… Лозунги: Да здравствует свобода! Да здравствует революция! Смерть царям!». Так в жизнь молодой учительницы ворвались революционный пожар и трагедия Гражданской войны.

Гражданская война и становление Советской власти в судьбе Марьям Зайнуллиной

В начале октября 1918 года Марьям возвратилась в родную деревню Иж-Бобью и активно подключилась в жизнь деревенской молодежи: ставили спектакли, организовывали литературные вечера.
Весной 1919 года шквал гражданской войны докатился и до этих мест. Марьям пошла добровольцем в 28-ю Азинскую дивизию 2-й армии. Многие односельчане были в шоке: кто-то говорил, что она крестилась и приняла чужую веру; другие утверждали, что сироту Марьям отдали в армию, чтобы меньше забрали лошадей и скота в деревне…
Всю свою жизнь Марьям Шаймухаметовна помнила об этих огненных днях Гражданской войны. В Азинской дивизии она была агитатором и культработником, в составе 1-й мусульманской труппы участвовала в спектаклях. «В любых условиях фронтовой жизни на ходу организовывали, инсценировали наши представления: концерты, скетчи, водевили… в воинском обмундировании, в шинелях, гимнастерках, с отрезанными волосами… получая полное довольствие наравне с бойцами, работая в любую погоду в любой обстановке, выполняли свой боевой долг. Нас использовали и на других операциях: помогать медикам, быть связными», – живо и ярко описывала Марьям Шаймухаметовна фронтовые будни в своих воспоминаниях. Боевое сотрудничество с легендарным полководцем Владимиром Азиным, с командиром полка 19-летним Василием Чуйковым и другими командирами и бойцами наложило неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь Марьям. Она неоднократно встречалась с «азинцами», особенно теплые отношения сложились у нее с маршалом Советского Союза В.И.Чуйковым, который много лет спустя написал в своей книге «Закалялась молодость в боях»: «Быть солдатом молодому татарину или чувашину, носить военную форму было нормальным явлением. Но когда юная девушка этой национальности остригала свои волосы, надевала солдатское обмундирование и вступала в Красную Армию – это считалось чем-то сверхъестественным…». Сложное было время. Марьям с товарищами прошли нелегкий путь, познали горечь отступлений, гибель друзей, борьбу с тифом, счастье победы.
После перенесённого тифа Марьям демобилизовалась из армии и перешла на другое поле битвы: как тысячи других учителей, она включается в борьбу с безграмотностью. С сентября 1919 года по сентябрь 1920-го она работала учительницей школы №17 города Сарапула. В этот же период происходит знаменательное событие в ее жизни: Марьям выходит замуж за медицинского фельдшера Шаймухаммета Зайнуллина. Осенью 1920 года супруги переехали в д. Старо-Сляково Агрызского района. Работа педагога всегда была непростой и ответственной, но в тот период и в тех условиях она отличалась особой сложностью: «Обучать грамоте в деревне приходилось не только детей, но и взрослых. Для них был создан пункт по ликвидации безграмотности. В первую очередь учили парней, призываемых в Красную Армию. Приходили и пожилые – мужчины, женщины. В нетопленном помещении, где клубами шел пар изо рта, выводили они огрызками карандашей на обрывках бумаги и старых газет свои первые буквы негнущимися пальцами рук, привыкших к тяжелому труду». Несмотря на нелегкие бытовые и материальные условия, обучать тех, кто приходил в школу, для Марьям было нетрудно. Сложность заключалась в работе с молодыми девушками, которых родители не пускали в школу, говоря, мол, место женщины – у колыбели да у печки. Вот Марьям и ходила с одного двора в другой, обучая девушек на дому. Здесь же провела молодая семья и голодный 1921 год. «Трагедию голода невозможно описать. Люди доходили до самых крайностей», - записано в её воспоминаниях.
В 1924 году Марьям Зайнуллина продолжила свою педагогическую деятельность в Елабуге. Здесь она стала заведующим впервые организованного в городе детского сада. Творческая натура молодой женщины проявилась в её участии в Елабужском народном театре. Организатором, руководителем и режиссёром этого первого в городе татарского театра был Тази Гиззат, работавший в то время в системе народного образования. Ставились пьесы «Галиябану», «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звезды»), «Тахир и Зухра», «Наёмщик». Марьям исполняла самые разные роли: Галиябану, Гульсум, Зухра и другие. В 1932 году в связи с болезнью мужа семья Зайнуллиных переехала в Ялту, где Марьям устроилась работать инспектором РОНО. К этому времени у нее уже был большой педагогический опыт, однако всё еще не сбылась ее мечта получить высшее образование. Возвратившись позднее в Казань, Марьям поступила в педагогический институт, который окончила в 1937 году, получив диплом преподавателя истории. Большую часть своей жизни Марьям Шаймухаметовна посвятила благородному делу воспитания и обучения подрастающего поколения. Она работала директором казанских средних школ №№ 32, 49, 80, завучем Казанского педагогического училища. Но это будет позже, когда будет одержана долгожданная победа над фашизмом и наступит в стране мир после страшной Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война в жизни Марьям Зайнуллиной

В годы войны Марьям Зайнуллина, будучи заместителем председателя Казанского горисполкома, принимала активное участие в приёме и размещении эвакуированных: «В воскресный день, 22-го июня, все члены исполкома, не сговариваясь, собрались в кабинете председателя. Решаем вопрос – где разместить госпитали, какие здания надо для этого немедленно приспособить… Помню, поступило сообщение о том, что через несколько часов в город прибудет эшелон с эвакуированными. Решили их поместить в доме №2 по ул. Ленина. Клуб, библиотека ремесленного училища и другие помещения немедленно были освобождены. Работники горисполкома, Бауманского райкома партии, райисполкома, учителя, комсомольцы, активисты, депутаты – все, кто мог, засучив рукава, таскали вещи, мебель, мыли полы и окна, устанавливали кровати… Стали приходить первые эшелоны с эвакуированным населением. С каждым днем их прибывало всё больше и больше. Приезжали люди из Белоруссии, Украины, Москвы, Ленинграда и других областей, из прибалтийских республик. Среди них были беспомощные старики, дети-сироты, больные. Тысячам приезжих надо было найти жилье, накормить, одеть и обуть». В эти чрезвычайно трудные для страны годы Марьям Шаймухаметовна работала на ответственных постах: до 1943 года была уполномоченным по приему эвакуированного населения при Совнаркоме ТАССР, потом заведующим сектором переселения отдела хозустройства эвакуированного населения. Свой пост она покинула только в 1947 году. Годы войны стали тяжелым испытанием для всего народа. Особенно трудно пришлось тем, кто вынужден был покинуть родной очаг и искать приюта в чужих краях. Организаторский талант, душевное тепло Марьям Зайнуллиной очень многим помог выстоять и просто выжить в чужих краях: «…по выполняемой своей должности я очень близко всё видела собственными глазами: страдания людей, плач матерей, горькие слезы осиротевших детей…».Марьям Шаймухаметовне приходилось много разъезжать по стране, занимаясь устройством эвакуированных, т. к. на территории Татарии невозможно было разместить всех прибывающих. Ей часто приходилось бывать в деревнях, где переселенцы, большей частью городские люди, испытывали особенные трудности, т. к. не были знакомы с крестьянским трудом, многие были без специальности. В конце войны предстояла огромная работа по реэвакуации заводов и людей: строго спланированное выделение вагонов, кредитов-ассигнований на переселение и т.д. Война окончена. Гремят торжественные залпы победы: «Сколько радости! И сколько хлопот…. Нам предстояла очень большая работа». В 1946 году Марьям Зайнуллина в качестве ответственного уполномоченного поехала в Польшу с целью репатриации польских граждан, проживавших в 1939-1940-е годы в Татарии, Чувашии и Мордовии. Она сопровождала 5500 человек в 55 вагонах. Путь был долгий. Множество вопросов приходилось решать ей и её заместителю Раисе Каплан: снабжение, поддержание дисциплины, различные бытовые моменты (даже похороны умерших согласно католическим традициям и регистрация новорожденных). В своих воспоминаниях Марьям Зайнуллина писала: «Трудная поездка была для нас женщин… Однако мы с Р.Каплан это задание выполнили отлично. Было много опасных моментов для нашей жизни… Все не расскажешь».
Таким образом, в годы войны, как никогда ярко проявились организаторский талант и стойкость Марьям Шаймухаметовны. С каждым испытанием, отпущенным ей лично и всей стране, она вместе с собственным народом становилась еще мужественнее и упорнее.

Общественная работа

В 1947 году Марьям Шаймухаметовна вернулась к специальности педагога, проводила большую общественную работу. В январе 1960 года вышла на пенсию, но и тут не смогла усидеть на месте, собрала вокруг себя активных ветеранов, которые организовали ветеранское движение в Татарстане. Многочисленны аспекты и этой деятельности М.Зайнуллиной: постоянные встречи с молодежью, публикации в периодической печати, восстановление доброго имени репрессированных и другое. Более 25 лет проработала Марьям Шаймухаметовна ответственным секретарём Совета ветеранов, всё время находясь в окружении друзей, соратников, учеников. Еще и сегодня многие административные и общественные деятели с благодарностью вспоминают о ней и могут сказать, что она была их наставником. Марьям Зайнуллина - одна из инициаторов создания хора ветеранов. Его участница Ракия Алимова так вспоминает о ней: «Она была добрейшим человеком. Мы, пенсионеры, очень уважали ее, делились своими проблемами. Марьям Шаймухаметовна обладала особым магнетизмом и обаянием». Марьям Зайнуллина со своими помощниками собрала замечательную коллекцию материалов о женщинах Татарстана, внёсших значительный вклад в развитие республики – это представительницы различных профессий: общественные деятели, врачи, учителя, актёры, участницы Гражданской и Великой Отечественной войн. В конце 80-х годов эти ценные документы она передала на хранение в Центральный государственный архив историко-политической документации.
Марьям Шаймухаметовна оставила богатое духовное наследие. Рано овдовев, она одна вырастила троих детей, дала им прекрасное воспитание и хорошее образование. Старшая дочь Шафика достойно продолжила дело своей матери в общественной жизни республики, работала в партийных органах и долгое время возглавляла обком профсоюза рабочих машиностроения. Удочерённая Ильдуся переняла у Марьям Шаймухаметовны эстафету педагогической деятельности. Сын Асаф служил инженером в военно-морском флоте и был солистом Татарского оперного театра. В настоящее время в Казани живут его дочь Светлана Асафовна и внуки.
Марьям Шаймухаметовна умерла в декабре 1994 года. Народная мудрость гласит: «В капле росы отражается весь мир». Так и в судьбе Марьям Зайнуллиной отражается целая эпоха из жизни нашей страны.

Материал предоставлен Музеем истории села Иж-Бобьи

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

       ПОДПИСАТЬСЯ

 

Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей

 


Галерея

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев