Такое увидели впервые: что пишут про Агрызский район
По материалам экспедиции в русские села
Русским национально-культурным объединением РТ выпускается журнал «Русская культура в Татарстане», в котором рассказывается о мероприятиях по сохранению и приумножению духовного наследия. Одним из таких мероприятий была экспедиция сотрудников Центра русской культуры г.Казани в наши русские села Азево, Красный Бор и Старая Чекалда.
Вот что пишет в журнале об экспедиции в Агрызский район методист Центра русской культуры Александр Смирнов: «В Агрызский район мы приехали впервые. Месторасположение его очень интересно: у него нет сухопутной границы с другими районами Татарстана, только водная – по реке Кама. По суше район окружен Удмуртией. К настоящему времени селения с коренным русским населением сохранились далеко не все. Основная наша работа была сфокусирована на оставшихся трех селах. В Азеве нашими помощниками стали старожилы села Нина Чухванцева, Людмила Митрошина, Татьяна Мордвинова, а также учитель Любовь Кузнецова и почти весь коллектив Азевской школы. В селе Старая Чекалда помощниками были Надежда Лукоянова, Марина Красноперова и многие другие.
…Оказалось, здесь традицию свадебного обряда чтят и сохраняют не только старики, но и среднее поколение, и даже молодежь.
Мы были приятно удивлены, когда в Старой Чекалде недавние молодожены оказались неплохо осведомлены о некоторых элементах свадебного представления. Как и в старину, у них на свадьбе «повозник» выкупал своеобразные «плетку» и «колпак», сваха выкупала муфту, а женихова родня – украшенный цветами курник (небольшой каравай). В ситуации такого теплого, уважительного отношения к традиции выспрашивать детали этого сложнейшего обрядового действия, выявлять общие черты и местные особенности, характерные для каждого из этих сел, было очень легко…»
Напомним, экспедиция проходила в августе. В Старочекалдинском клубе исследователей встретил ансамбль «Сударушка» с хлебом-солью и песнями.
На встречу была приглашена жительница села Анна Красноперова. Гости были приятно удивлены пением, голосом Анны Васильевны. Она рассказала весь обряд русской свадьбы. Спела величальные песни, которые девушки пели, при этом продавая гостям жениха (муфту, плетку, шляпу, курник).
Все эти поделки были сделаны активисткой седла Надеждой Лукояновой.
Гости попросили, чтоб всю «эту красоту» подарили им в подарок, так как такое увидели впервые.
Не менее поразили выставки рукодельниц. За чашкой чая рассказали гостям, в какие игры играли наши бабушки. Игрушек не было – мастерили из того, что было.
Гости поблагодарили за теплый прием, за подготовку, за обширный материал по русской культуре, по русскому фольклору.
«Такие позитивные обряды, слова свадебных песен и доброжелательные с точки зрения человеческого отклика поездки укрепляют нас в мысли о необходимости и необыкновенной важности сохранения памятников русской народной культуры. Хочется поблагодарить всех, кто поделился с нами своими знаниями и принял участие в работе нашей экспедиции», – пишет Александр Смирнов.
После получения журнала мы позвонили ему и поблагодарили за экспедицию в наши села. В ответ Александр Константинович высказал свою задумку о том, что летом собирается приехать повторно с русским ансамблем по обмену опытом и за дополнительным сбором материала. Также он высказал пожелание, чтоб помогли собрать фотографии, на которых есть старинная форма русской одежды женщин, мужчин, детей, бабушек, дедушек. Фотографии можно передать в Азеве – Людмиле Митрошиной, в Старой Чекалде – Надежде Лукояновой. На обратной стороне снимка необходимо написать Ф.И.О., год, место съемки, наименование села, деревни (фотографии возвращаются).
Василий ВАХРИН,
историк-краевед
Фрагмент журнала «Русская культура в Татарстане», посвященный селам Агрызского района.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев