Агрызские вести
  • Рус Тат
  • К большому юбилею железнодорожной станции Агрыз и локомотивного депо

    В этом году железнодорожная станция Агрыз и локомотивное депо отмечают столетние юбилеи. В связи с этим мы открываем новую рубрику, где будем публиковать материалы, вошедшие в юбилейную книгу, посвященную истории депо. Также будут представлены заметки и статьи о железнодорожниках.

    Станция Агрыз – 1088 км линии Москва – Екатеринбург – существует с 1919 года. Создание в Агрызе паровозного депо стало результатом того, что это место было выбрано для узловой станции при строительстве линий Казань – Екатеринбург и Агрыз – Воткинск Общества Московско-Казанской железной дороги. Линия прокладывалась с 1914 года как самый короткий путь из центра страны на Урал и в Сибирь. Доселе мало кому известный татарский аул с кривыми улочками, двумя медресе и двумя мечетями стал местом, где от линии было запланировано повести ветку к крупным заводам Предуралья – Ижевскому и Воткинскому, работавшим в сфере металлургии и машиностроения и имевшим важное стратегическое значение. Создание железнодорожного узла привело со временем к тому, что Агрыз стал городом.

    С рабочей силой особых проблем не было, так как район густонаселенный. Много обедневших крестьян готовы были работать за мизерную плату, лишь бы приняли. Участвовали в стройке и пленные немцы, австрийцы, венгры. Их ждали тяжелый физический труд с примитивными инструментами, отсутствие элементарных бытовых условий, продолжительный – до 14 часов – рабочий день. Условия работы были тяжелые. Тем не менее стройка шла высокими темпами.

    Уже в 1915 году на станцию Агрыз прибыли первые паровозы Ов и Чн. На первых порах на них работали временно прикомандированные бригады из Москвы и Казани. Своих локомотивщиков в Агрызе не было. Первым местным машинистом стал в 1916 году после окончания полуторагодовой учебы в Москве житель Агрыза Тимофей Старочкин.

    Параллельно со строительством железной дороги в Агрызе было заложено два депо: временное деревянное для текущего ремонта паровозов и вагонов на три канавы и постоянное каменное. Первым начальником депо в то время был Лесин.

    Прослужив всего четыре года, деревянное здание сгорело. Однако 16 июня 1919 года вступило в строй каменное здание. Эта дата считается днем появления современного депо. Его первым руководителем стал Александр Синицын.

    Новое депо веерного типа было по тем временам передовым сооружением. Для исправного содержания паровозов там создали все условия: тепло, свет, оснащенные мастерские, удобные подсобные помещения.

    Но времена были тревожные. Вскоре после Октябрьской революции началась Гражданская война, которая принесла большой урон экономике. Агрыз несколько раз переходил в ходе развернувшихся боевых действий из рук в руки.

    В историю депо навсегда вошел токарь-агрызец Михаил Ометов. Работать он пришел с фронта, из армии. Человек общительный, активный, он отстаивал перед начальством свои и чужие интересы, был в депо авторитетом, идейным лидером. Видя в нем своего заступника, деповчане избрали Михаила Ометова председателем цехового комитета. Талантливый, смелый оратор призывал товарищей приложить все усилия для сохранения подвижного состава в исправности и скорейшего ввода в действие побитой техники, призывал не терять бдительности, энергично вести борьбу с саботажниками, вредителями, которые затесались в рабочую среду.

    Белые приближались к Агрызу. Пал Сарапул, белочехи наступали на Казань. У Красной Армии было мало оружия и живой силы. Комдив Владимир Азин обратился к коммунистам Агрыза с просьбой оказать помощь. Ометов организовал ремонт оружия в мастерских депо, участвовал в подготовке ополчения. И в декабре 1918 года отряд из 190 рабочих влился в Азинскую дивизию. Политрук роты Ометов был в бою ранен и попал в плен к белым, над ним была совершена страшная расправа. Именем героя названа улица, ведущая к депо, и в начале ее установлена стела в память о вожаке рабочих.

    (Продолжение следует).

    Реклама
    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: