Приближается главный праздник нашего города
Наш небольшой городок за эти годы изменился до неузнаваемости, и мне хочется рассказать об организации, строители которой и начали возводить и строить Агрыз.
В нашей стране в тяжелые послевоенные годы шло восстановление городов и промышленности, началось освоение недр Сибири, и для государства встал остро вопрос о сооружении железнодорожных путей. Для этого по линии Министерства путей сообщения стали создавать строительно-монтажные поезда. В марте 1953 года в наш город прибыл первый отряд транспортных строителей для возведения вторых путей от станции Дружинино до станции Сергач. В народе прибывшую организацию так и прозвали – «вторые пути».
Местом дислокации новой организации стал именно Агрыз, а называлась она «Строительно-монтажный поезд №184».
В те времена наш город трудно было назвать городом. Это был, в соновном, частный сектор до дома барачного типа по улицам Вокзальной, Ометова и Деповской. Дымили паровозы, и снег был черным от сажи.
Но повезло Агрызу, ведь со строительством железнодорожных путей и развитием станции началось и строительство самого города. Уже к середине 50-х годов были возведены первые 2-этажные дома по ул.К.Маркса, затем – 3-этажные «сталинки» по ул.Пушкина. В 1960 году началась застройка так называемой «коробки», и нас детьми водили на экскурсию на строительную площадку первого 4-этажного дома по ул.Маяковского. Мы затаив дыхание, с широко раскрытыми от удивления глазами, слушали рассказ прораба о том, что строится самый высокий дом в нашем городе.
Потом была экскурсия на строительную площадку самого красивого здания в Агрызе – школы-интерната (ныне школы №4). В 1964 году был введен в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал, по тем временам один из лучших по Горьковской железной дороге. В конце 60-х появились первые 5-этажные дома по ул.К.Маркса. Силами строителей СМП-184 наш город становился все выше и краше.
В 70-е годы началась укладка бетонного покрытия на центральных улицах Агрыза, а до этого проехать на транспорте, особенно осенью или весной, по этим улицам было проблематично.
СМП-184 построил в городе основной массив многоэтажных кирпичных и панельных домов, множество административных и производственных зданий, школу №2, все 2-этажные детские сады, Агрызский молочный комбинат, совмещенное здание районного узла электросвязи и почты, Центральную районную больницу и роддом, Дворец культуры железнодорожников (ныне РДК), общежития «Юность» и «Строитель», здание пожарного депо, очистные сооружения, а в 2003 году был сдан в эксплуатацию реконструированный железнодорожный вокзал, который стал красивой визитной карточкой нашего Агрыза.
Все эти годы в строительно-монтажном поезде №184 трудился слаженный коллектив строителей и инженерно-технического персонала. Поставленные перед ним задачи исполнялись в определенные сроки и с хорошим качеством, объекты сдавались один за другим. Руководители поезда, как умелые капитаны, всегда вели организацию по правильному курсу, добиваясь высоких результатов. В разные годы СМП-184 руководили В.Мушкин, А.Рябов, И.Табанюхин, П.Азанов, Л.Швецов, В.Рябов, Р.Нуруллин, Р.Ахунов, Р.Хакимов, Ф.Акатов. Работать в строительно-монтажном поезде было престижно, ведь, кроме производства, здесь был организован весь соцкультбыт. Это и квартиры, детский сад, магазины и столовая, даже в одно время в одном корпусе общежития «Строитель» было открыто училище, где готовили кадры всех строительных специальностей.
А в завершение я хочу представить стихотворение, написанное мною в 2003 году к 50-летию СМП-184.
***
Пять десятков лет назад
Строители с Алтая
Прибыли в наш городок,
Задачу партии выполняя.
А городок был очень мал,
Грязный, одноэтажный,
Но каждый, кто приехал, знал:
Государственное задание очень важное.
И сказал прораб по пути:
«Нам некуда больше идти.
Здесь будут вторые пути!»
Трудные были времена те:
Голод, разруха и лихолетье.
Жить приходилось в вагонах,
В палатках, и шалашах.
Первые строители все это вынесли
На своих плечах.
На стройку многие люди пришли,
Работали целыми династиями.
Сколько их было – всех и не счесть –
Слава вам, Строители, и Честь!
От Урала до самой Вятки
Проложены стальные пути-ветки,
А к ним вокзалы, дома, подстанции,
Железнодорожная электрификация.
А центром стройки стал Агрыз.
Здесь многоэтажные дома поднялись ввысь,
Построены детские сады и больница,
Школа, дороги и пост ГАИ на границе.
Красивые административные здания,
Дворец культуры и депо пожарное,
Вновь построенный железнодорожный вокзал
Визитной карточкой города стал.
Красивый белокаменный дворец-
Творчеству строительства венец.
Пусть будет так из года в год!
Пусть будет город наш все краше!
Строители, идти вперед, идти вперед
И строить дальше!
Лилия АХМЕТВАЛИЕВА.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев