Агрызские вести
  • Рус Тат
  • Приближается главный праздник нашего города

    Наш небольшой городок за эти годы изменился до неузнаваемости, и мне хочется рассказать об организации, строители которой и начали возводить и строить Агрыз.

    В нашей стране в тяжелые послевоенные годы шло восстановление городов и промышленности, началось освоение недр Сибири, и для государства встал остро вопрос о сооружении железнодорожных путей. Для этого по линии Министерства путей сообщения стали создавать строительно-монтажные поезда. В марте 1953 года в наш город прибыл первый отряд транспортных строителей для возведения вторых путей от станции Дружинино до станции Сергач. В народе прибывшую организацию так и  прозвали – «вторые пути».

    Местом дислокации новой организации стал  именно Агрыз, а называлась она «Строительно-монтажный поезд №184».

    В те времена наш город трудно было назвать городом. Это был, в соновном, частный сектор до дома барачного типа по улицам Вокзальной, Ометова и Деповской. Дымили паровозы, и снег был черным от сажи.

    Но повезло Агрызу, ведь со строительством железнодорожных путей и развитием станции началось и строительство самого города. Уже к середине 50-х годов были возведены первые 2-этажные дома по ул.К.Маркса, затем – 3-этажные «сталинки» по ул.Пушкина. В 1960 году началась застройка так называемой «коробки», и нас детьми водили на экскурсию на строительную площадку первого 4-этажного дома по ул.Маяковского. Мы затаив дыхание, с широко раскрытыми от удивления глазами, слушали рассказ прораба о том, что строится самый высокий дом в нашем городе.

    Потом была экскурсия на строительную площадку самого красивого здания в Агрызе – школы-интерната (ныне школы №4). В 1964 году был введен в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал, по тем временам один из лучших по Горьковской железной дороге. В конце 60-х появились первые 5-этажные дома по ул.К.Маркса. Силами строителей СМП-184 наш город становился все выше и краше.

    В 70-е годы началась укладка бетонного покрытия на центральных улицах Агрыза, а до этого проехать на транспорте, особенно осенью или весной, по этим улицам было проблематично.

    СМП-184 построил в городе основной массив многоэтажных кирпичных и панельных домов, множество административных и производственных зданий, школу №2, все 2-этажные детские сады, Агрызский молочный комбинат, совмещенное здание районного узла электросвязи и почты, Центральную районную больницу и роддом, Дворец культуры железнодорожников (ныне РДК), общежития «Юность» и «Строитель», здание пожарного депо, очистные сооружения, а в 2003 году был сдан в эксплуатацию реконструированный железнодорожный вокзал, который стал красивой визитной карточкой нашего Агрыза.

    Все эти годы в строительно-монтажном поезде №184 трудился слаженный коллектив строителей и инженерно-технического персонала. Поставленные перед ним задачи исполнялись в определенные сроки и с хорошим качеством, объекты сдавались один за другим. Руководители поезда, как умелые капитаны, всегда вели организацию по правильному курсу, добиваясь высоких результатов. В разные годы  СМП-184 руководили В.Мушкин, А.Рябов, И.Табанюхин, П.Азанов, Л.Швецов, В.Рябов, Р.Нуруллин, Р.Ахунов, Р.Хакимов, Ф.Акатов. Работать в строительно-монтажном поезде было престижно, ведь, кроме производства, здесь был организован весь соцкультбыт. Это и квартиры, детский сад, магазины и столовая, даже в одно время в одном корпусе общежития «Строитель» было открыто училище, где готовили кадры всех строительных специальностей.

    А в завершение я хочу представить стихотворение, написанное мною в 2003 году к 50-летию СМП-184.

    ***

    Пять десятков лет назад

    Строители с Алтая

    Прибыли в наш городок,

    Задачу партии выполняя.

    А городок был очень мал,

    Грязный, одноэтажный,

    Но каждый, кто приехал, знал:

    Государственное задание очень важное.

    И сказал прораб по пути:

    «Нам некуда больше идти.

    Здесь будут вторые пути!»

    Трудные были времена те:

    Голод, разруха и лихолетье.

    Жить приходилось в вагонах,

    В палатках, и шалашах.

    Первые строители все это вынесли

    На своих плечах.

    На стройку многие люди пришли,

    Работали целыми династиями.

    Сколько их было – всех и не счесть –

    Слава вам, Строители, и Честь!

    От Урала до самой Вятки

    Проложены стальные пути-ветки,

    А  к ним вокзалы, дома,  подстанции,

    Железнодорожная электрификация.

    А центром стройки стал Агрыз.

    Здесь многоэтажные дома поднялись ввысь,

    Построены детские сады и больница,

    Школа, дороги и пост ГАИ на границе.

    Красивые административные здания,

    Дворец культуры и депо пожарное,

    Вновь построенный железнодорожный вокзал

    Визитной карточкой города стал.

    Красивый белокаменный дворец-

    Творчеству строительства венец.

    Пусть будет так из года в год!

    Пусть будет город наш все краше!

    Строители, идти вперед, идти вперед

    И строить дальше!

    Лилия АХМЕТВАЛИЕВА.

    Реклама
    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: