Агрызские вести

Агрызский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Наша жизнь

В Агрызе прозвучит гудок исторического паровоза

В честь Парада Победы

24 июня 1945 года состоялся первый парад в ознаменование победы над гитлеровской Германией. Нынешний Парад Победы в Москве пройдет по образцу 1945 года. А в Агрызе в этот день вновь прозвучит гудок исторического паровоза.

Этот памятник паровозу был установлен в Агрызе лет 20 назад по инициативе представителя известной железнодорожной династии Александра Лапшина, руководившего в то время локомотивным депо Агрыз, ныне заместителя начальника Горьковской дороги по Ижевскому территориальному управлению. Вот что он рассказывает:

– Что подвигло на установку этого паровоза? Во-первых, мой дед Михаил Парыгин работал машинистом паровоза. Был участником строительства бронепоезда «Василий Чапаев», который прошел фронтами Великой Отечественной войны. За добросовестный труд Михаил Федорович был награжден орденом Ленина. Мой отец тоже водил паровозы. Сам я, имея права на вождение тепловоза и электровоза, выучился еще на машиниста паровоза 2 класса. Во-вторых, Агрыз – это город железнодорожников. И был такой порыв – увековечить память именно о паровозе, ведь это такая движущая сила! 

На базе запаса тогда было много паровозов. Ее так и называли – паровозное кладбище. Подобрали там паровоз, выбрали место для памятника. Сначала хотели возле депо его поставить, но передумали (скученность там большая). Решили установить на территории вокзального комплекса. 

До места паровоз пришел своим ходом, а дальше – на фундамент специально уложили рельсы. Расцепили котел и тендер и восстановительным краном под руководством тогдашнего начальника восстановительного поезда Павла Шикалова в два этапа перетащили паровоз на место, где он находится по сей день.  

Но самое интересное произошло через неделю. У нас оставался в эксплуатации один рабочий паровоз. Он грел воду для столовых и бань. И вот прибегает ко мне во время обеда бабушка и говорит: «У вас паровоз дымит». А жители улиц Ометова и Деповской хорошо помнят: когда дымит паровоз, вешать чистое белье на улице бесполезно. Ну, я извиняюсь, говорю, что бывает, учтем. Я-то думаю, что дымит наш рабочий паровоз. Она снова: «Он не доложен дымить!» Я ей снова стараюсь объяснить, что паровоз не может не дымить. А она: «Как он может дымить? Он же памятник!» И тогда до меня доходит, что речь идет о другом паровозе. Вскочив в машину, подъезжаю к памятнику: точно – дымит! Взбираюсь в будку, а там три пацана костер устроили. Конечно, потом мы заварили котел и дверку.

Еще один казус произошел после открытия памятника. Подошли двое ветеранов-железнодорожников и говорят: «Вы неправильно соединили паровоз». Я поблагодарил их за бдительность. Ошибку исправили.

Этот памятник паровозу стал неким почином. Потом такой же появился в Юдино. А лично под моим руководством установили паровозы еще на станции Янаул и в Ижевске.

Идею реставрировать памятник паровозу к 75-летию Великой Победы подал первый заместитель начальника локомотивного депо Альберт Мусин. 

– Эта мысль пришла мне в голову давно, когда я еще работал машинистом. Каждый раз, когда проезжал мимо, удручал печальный вид этого паровоза. А приехал работать сюда, укрепился в своей идее. Поделился мыслью привести в порядок сам паровоз и территорию вокруг него с заместителем начальника депо по кадрам Ильшатом Хазиевым. Он меня сразу же поддержал, и мы приступили к воплощению идеи в жизнь.  
Своим трудовым порывом они заразили и других. В реставрации памятника, можно сказать, принимал участие весь железнодорожный узел. 

– Путейцы щебнили, движенцы сажали деревья и разравнивали почву под цветочные клумбы. ТМХ-сервис латал дыры, локомотивщики занимались покраской… – рассказывает председатель профкома по территориальному управлению Лилия Ахметзакирова.

Когда все было готово, Альберт Ильясович решил пойти дальше и оживить паровоз электрическим светом. Он поехал на базу запаса, нашел родные прожектора и буфера. А работники дистанции электроснабжения помогли подвести электричество. 

Сейчас вместе с уличным освещением зажигается и паровоз. На нем горят буферные огни, прожектора, хвостовые огни. Восстановлено освещение экипажной части. Красота!

А 24 июня, в день Парада Победы, он еще торжественно загудит. Сейчас как раз занимаются вопросом восстановления родного сигнала на паровозе.

– Хочется, чтобы этот памятник стал еще одной точкой притяжения для агрызцев, чтобы молодежь помнила историю, гордилась своим городом, шла сюда фотографироваться, – говорит Альберт Ильясович. – В дальнейшем думаем установить здесь лавочки, а также восстановить кабину управления, чтобы ребятишки могли посмотреть, что находится внутри.

Вот так исторический паровоз снова стал «движущей силой» и подвиг нынешних железнодорожников на новое благородное дело.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

       ПОДПИСАТЬСЯ

 

Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев