Агрызские вести
  • Рус Тат
  • Из истории железных дорог: Агрыз.

    Железная дорога России - одна из крупнейших железных сетей в мире. По протяженности железнодорожных путей страна находится на 3 месте в мире, составляя 121 тыс. км., уступает только США и Китаю. По протяженности электрифицированных дорог - характерной особенности железнодорожного транспорта нашей страны - занимает 2 место, уступая только Китаю. Передовой...

    Железная дорога России - одна из крупнейших железных сетей в мире. По протяженности железнодорожных путей страна находится на 3 месте в мире, составляя 121 тыс. км., уступает только США и Китаю. По протяженности электрифицированных дорог - характерной особенности железнодорожного транспорта нашей страны - занимает 2 место, уступая только Китаю.

    Передовой сетью Российской Федерации является Республика Татарстан, обладающей огромной железнодорожной инфраструктурой, управляемой филиалом ОАО «РЖД», «Горьковская железная дорога» и «Казанская железная дорога». Город Казань является основной станцией Республики, но железнодорожным объектом, имеющим стратегическое значение в масштабе России, остается город Агрыз - станция, занимающее 2 место в РТ, уступая только столице.

    Полномасштабные работы по строительству железной дороги в городе Агрыз в направлениях Казань-Екатеринбург и Агрыз-Воткинск началось в 1914 году. Пути были сданы в эксплуатацию в 1915 году. В 2015 году город отпраздновал юбилей станции, ей исполнилось 100 лет со дня открытия первых железнодорожных путей.

    История железных дорог России началась в 1834 году, когда в Петербург пригласили известного инженера Франца фон Герстнера. Он объездил огромное количество городов, вплоть до Урала, а затем подал Николаю I первый серьезный отчет, в котором говорилось, что «…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы...». Это совпало с целями правительства: нужно было объединять, заселять и осваивать огромные территории необъятной страны.

    В 1837 году была построена первая железная дорога Петербург - Царское Село, протяженностью 27 км. «Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив с восьмью вагонами и с великодушной публикой отправились по маршруту Петербург - Царское Село». Так началась великая история российских железных дорог.

    Благодаря развитию железных дорог стали основываться новые города, которые, на данный момент, играют важную роль в передвижении людей с одного пункта в другой. Одним из таких городов и стал Агрыз.

    Важной вехой в истории развития города явилось строительство железной дороги в 1914 году, которая соединила центр с Уралом. Со строительством железной дороги Агрыз превратился в железнодорожный узел и стал разрастаться. Благодаря развитию железной дороги деревня получила звание города.

    В годы Гражданской войны из столицы современного Татарстана города Казани через Можгу и Агрыз была направлена дивизия Азина, чтобы освободить территорию нынешней Удмуртии. Но в результате боевых действий ряды дивизии Азина стали значительно уменьшаться, и из Агрыза была направлена помощь в составе 190 человек под командованием Александра Чеверева. В это время в депо был построен бронепоезд «Свободная Россия». Он был вооружен 2 пушками и 8 пулеметами и внес большой вклад в борьбе с колчаковцами.

    После Гражданской войны в стране воцарился голод, все заводы и фабрики остановились, встал транспорт. В Агрызе появилось целое «кладбище» неисправных паровозов. Но, благодаря доблестным агрызцам, к 1924 году с разрухой было покончено. Жители Агрыза вручную приводили в порядок паровозы и вагоны. «Работали порой сутками, не выходя из депо»- вспоминает паровозник М. Абдрашитов. Вскоре начался подъем железнодорожного транспорта. В Швеции и Германии было закуплено 1000 паровозов и часть из них поступило в Агрызское депо.

    В этот же год во Всесоюзных социалистических соревнованиях сотрудники Агрызского депо заняли первое место по Московско-Казанской железной дороге с вручением переходящего Красного Знамени. Для изучения опыта и освоения навыков агрызцев приезжали из разных уголков страны.

    В годы первой пятилетки в Агрызском депо развернулось соревнование за его досрочное выполнение. И тут жители Агрыза не подвели. Машинист депо М.Г. Крылов был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, который был вручен в Москве самим М. Калининым. Машинисты И. Сорокин и Н. Баранов получили звание «Лучший машинист Советского Союза».

    К 1939 году Агрызское депо стало самым крупным на Казанской дороге.

    Вероломное нападение фашисткой Германии на нашу Родину прервало мирный труд агрызских паровозников. С первых же дней войны железнодорожники показали исключительные образцы трудового героизма, не щадя своих сил в любых условиях, в любой обстановке доставляя вовремя необходимые грузы фронту. В военные годы коллектив депо отправил свыше 230 своих лучших машинистов на фронт. Оставшиеся в городе временами по 50 часов не уходили с паровоза. Мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины и молодые девушки, некоторым из них не было и 15 лет. Этими героинями, работавшими машинистками, помощниками, кочегарами были А. Валеева, М. Мухаметзянова, А. Хусаенова, А. Кузнецова и многие-многие другие.

    В сентябре 1941 года рабочее депо принимается за строительство бронепоезда. В январе 1942 года бронированный эшелон «Василий Чапаев» отправился в свой боевой путь. Он прошел от Москвы до Ужгорода, участвовал в разгроме гитлеровских войск под Сталинградом. После участвовал в освобождении Украины и Польши.

    Почетный железнодорожник Шамсутдинов Ф.Т., вспоминая слова отца - героя Великой Отечественной войны, дошедшего до Японии, говорил, что нигде, к сожалению, не указано, что, «…если бы подорвали нашу станцию, то не было бы Победы!». Слова, конечно преувеличены, но многие источники, на данный момент, указывают, что, если бы станция Агрыз была уничтожена вражескими войсками, то многие города, в том числе и те, в которых велись военные действия, остались без боеприпасов и продовольствия.

    Многие агрызцы отдали свои жизни за Победу. 20 октября 1971 года на территории депо был воздвигнут памятник погибшим в Великой Отечественной войне и труженикам локомотивного депо. Тогда же был создан музей истории депо.

    Коллектив депо не покладая рук трудился и в послевоенные годы. В 1965 году в Агрызе завершилось строительство вокзала. В 1976 году началась реконструкция станции. Собственными силами были построены стационарные здания конторы, депо, гаражи, столовая, производственные здания, дом отдыха локомотивных бригад, территория была заасфальтирована. К 1980 году было проложено 4 направление - железнодорожная линия Агрыз - Круглое поле протяженностью 100 км.

    Сегодня станция Агрыз работает в более 20 направлениях, имеет более 40 путей и до сих пор остается стратегически важным объектом в масштабе России.

    Подводя итоги, следует отметить, что железная дорога станции Агрыз играет огромную роль в жизни города. Стоит сказать, что станция, на данный момент, находится на высоком техническом уровне: имеет около 40 путей, для сравнения, в Набережных Челнах - городе - миллионере, их всего 5. Огромное количество пассажиров из разных точек, не только Татарстана, но и России, прибывают в Агрыз, для того, чтобы отправиться в другой город, так как их железнодорожная станция не может предоставить им такой возможности.

    Станция Агрыз пережила большую историю, в которой есть место только для гордости. Она, как и 100 лет назад, остается примером для подражания и приобретения опыта для многих городов России.

    Шамсутдинова В.Ф., студентка II курса, факультета истории и юриспруденции, Елабужского института Казанского Федерального университета (ЕИКФУ).

    Все новости нашего района читайте в  Telegram-канале Агрызские вести

     

     

    Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей

     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: