Как понять, что ваш ребёнок зависим от компьютера или телефона
Компьютерная и интернет-зависимость сегодня признаны официальными психическими расстройствами. Болезнь поражает чаще молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста.
Как понять, что ваш ребенок зависим? Нужна ли ребенку собственная страничка в "ВКонтакте"? И для чего на самом деле вашему чаду YouTube-канал? Корреспондент ИА «Татар-информ» отправился за ответами к психологу.
Нина Волкова (имя и фамилия изменены) в этом году обратилась к психологам Республиканской клинической психиатрической больницы из-за навязчивого желания сына постоянно «зависать» в телефонных играх. Казалось бы, что такого? Ведь все дети XXI века сидят в гаджетах, играют на переменках в школе и дома.
Все бы ничего, только вот во время такого простого времяпровождения у ребенка может сформироваться компьютерная или интернет-зависимость. Причем на стадии формирования расстройства родители зачастую не видят и не слышат тревожных звоночков.
«Все выражалось просто: сын телефон предпочитал, например, играм в ЛЕГО (а конструктор он любит). Потом начала страдать учеба. За комп мы первый раз пустили сына в 5 лет, ругаю себя за это. До третьего класса у сына вообще кнопочный телефон был, а вот потом потребность появилась. В конце учебного года мы подарили ему смартфон. И вот наш мальчик начал вместе со всем классом играть, причем в игры, где нужно было «донатить», так это называется, проще говоря, деньги вкладывать», – рассказала Нина.
Среди одноклассников 12-летнего мальчика такая игра очень популярна, заметила она. Телефон у сына Волковым пришлось забрать, после чего они обратились к психологу.
«Мы сходили на совместную консультацию. У нас, слава богу, еще не зависимость, но мы на стадии формирования. Стратегию коррекции мы выбрали, теперь хочу, чтобы он сам побеседовал с психологом», – поделилась Нина Волкова.
Стадия формирования – это так называемая предзависимость, что, по словам психологов, встречается часто.
«С проблемами из-за компьютеров и гаджетов ко мне обращаются именно младший и старший подростковый возраст. И обращаться-то начинают в тот период, когда родители сталкиваются с проблемами в учебе ребенка или в поведении. Кто-то сталкивается с какими-то эпизодами воровства, то есть ребенок увлекся азартными играми и крадет у родителей деньги. Ну, азартные игры – это чаще старший подростковый возраст. А младший – это так называемая компьютерная или телефонная зависимость», – рассказала заведующая отделением детских психологов Республиканской клинической психиатрической больницы им. акад. В. М. Бехтерева Оксана Макарова.
По прогнозам психологов, количество зависимых от компьютеров и интернета детей в мире будет только увеличиваться. Отчасти в этом виноваты школы, которые переходят на модные и удобные электронные пособия, считает казанский психолог, отчасти – развитие киберспорта. И, конечно же, родители, которые позволяют своим чадам бесконтрольно «зависать» в гаджетах.
«Родители не выделяют происходящее в проблему, не обращаются к психологу. Они не обращаются, когда ребенок просто мимолетом заходит в интернет или пропадает в соцсетях. Для них происходящее становится проблемой, когда они видят сформировавшуюся зависимость, когда ребенок часами сидит в компьютере или телефоне. Когда, например, ребенка оставляют делать уроки и обнаруживают, что он опять в игре, и когда он оттягивает необходимость приступить к урокам или пропускает тренировки из-за желания поиграть», – говорит Макарова.
Кто может стать зависимым?
По одной из исследовательских версий, существует группа риска, то есть те, кто в первую очередь подвержен компьютерной зависимости. Во-первых, это дети с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, то есть с нарушением внимания. Во-вторых, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. В-третьих, с расстройствами эмоционально-волевой регуляции.
«Также в группе риска дети со сложностями в общении, застенчивые, замкнутые, те, кто имеет мало знакомых и друзей. Они, как правило, впечатлительные и неуверенные в себе. При этом есть группа так называемых демонстративных подростков, которым нужно внимание и при этом есть неуверенность в себе. Они постоянно стремятся в соцсетях создать большую группу своих поклонников, публикуют бесконечные селфи, много общаются в сети», – объяснила психолог.
По словам врачей, детям нужно точно ограничивать или выставлять определенный режим игры или нахождения в сети. Однако ограничения сами по себе не спасут ребенка от возникновения зависимости. В первую очередь родителям или психологам нужно выявить основную потребность ребенка в зависимости от возраста. Для детей важна так называемая компенсация пустоты, которая появляется из-за отсутствия компьютера или телефона в их жизни.
«Сегодня зависимым может стать любой ребенок, достаточно предоставить его самому себе или перестать контролировать время, проводимое им в гаджетах», – добавила специалист.
«Мама, я хочу свой канал на YouTube»
Многие дети сегодня требуют у родителей завести свой видеоканал, а кто-то заводит самостоятельно без ведома родителей. Дело в том, что для детей, которые не могут реализоваться в настоящей жизни, YouTube-канал – это сфера, в которой это, как ему кажется, можно сделать безопасно.
По словам психолога, желание завести свой видеоблог – демонстративное заявление чада о нехватке внимания.
«Что-то создать и продемонстрировать отчасти безопасно. Опять же, есть чрезмерные проявления этого, а есть проявления нормативные. Например, журналистика в сети – это блогерство в принципе. Это уже реалии нашего мира», – подчеркнула Оксана Макарова.
Так называемая журналистика в сети – явление взрослого поколения. Блог для ребенка – все равно что выращивание зависимости своими же руками. Зависимость интернетную или компьютерную можно сравнить с наркотической, только вряд ли адекватный родитель посадит своего ребенка на наркотики специально.
«Как облегчить свою родительскую долю проще всего? Дать какой-нибудь гаджет в руки ребенку и оставить его так, получив какую-то часть свободного времени. Детям до трех лет не то, что игры и мультики, им вообще гаджеты давать недопустимо. Я как психолог считаю, что это грубейшее нарушение. Да, недопустимо ребенка, который младше трех лет, оставлять с гаджетами, предлагать ему компьютерные игры, или предоставлять возможность бесконтрольного просмотра мультфильмов. Наверное, вы наблюдали такую картину, когда родители с маленькими детьми в общественных местах, например, в ожидании приема в поликлинике, дают в им руки планшет или смартфон. Ребенок затихает», – добавила медицинский психолог.
Маленький ребенок осваивает реальный мир с помощью сенсорных каналов: трогает, пробует, нюхает. В то время как планшетный мир – плоский и не соответствует реальности и действительности.
«И что мы получаем на выходе? На выходе мы получаем подростков, которые уже имеют зависимость. Посмотрите на школьников среднего школьного возраста на каком-нибудь дне рождения! Каждый сидит со своим телефоном, редко бывает, что удается как-то привлечь их к игре, чтобы они взаимодействовали друг с другом, а не с вымышленными персонажами. Вот вам и гаджеты», – отметила специалист.
Что же делать с почти зависимым ребенком?
Для начала нужно понять, что запреты не являются эффективным методом воздействия на ребенка. Чтобы избежать зависимости или чрезмерной увлеченности ребенка, родителям нужно доказать своему чаду, что гаджет не сверхценная вещь. Ребенок на стадии формирования зависимости относится к компьютеру, планшету и телефону как к чему-то очень важному в своей жизни.
Убираем из жизни ребенка, например, компьютер. Пустующее место нужно заменить и насытить основную потребность ребенка. Но для начала эту основную потребность надо выявить: что такое с ним происходит, почему он стремится из реального мира уйти туда. Родители, которые обратились за консультацией к психологу на стадии формирования зависимости, – уже большой плюс. Я думаю, что и психологическая коррекция, посещение психолога вполне может компенсировать эту проблему», – сообщила Оксана Макарова.
Тревожный звонок: когда идти к психологу?
Идти к специалисту нужно в том случае, если ребенок прогулкам или обычным играм предпочитает компьютер, планшет, телефон.
Тревожным звоночком для родителей должно стать и желание ребенка пропустить какие-то ранее любимые занятия вне дома ради доступа к компьютеру.
«Те же, например, тренировки или посещение каких-то своих знакомых, развлекательных мероприятий. То есть если ребенок хочет остаться там, где есть доступ к компьютеру, например. Если родители видят, что их ребенок все чаще и чаще пытается залезть в гаджет. Если, допустим, семья находится вместе и пытается как-то взаимодействовать друг с другом, а ребенок тем временем отвлекается на виртуальный мир. Если его оставляют за уроками, а спустя несколько часов выясняется, что ребенок не приступил к урокам и все это время зависал в интернете или играх», – подытожила психолог.
По ее словам, ребенок, которого практически невозможно вытянуть из компьютера, который устраивает истерики и скандалы из-за отсутствия гаджетов, – уже зависим.
Как же спастись от «виртуальной эпидемии XXI века»?
Нельзя забывать про контроль за временем и образом жизни ребенка, уверены специалисты.
Маленькие дети и подростки не ориентируются во времени, не способны его распределять, поэтому так уязвимы перед гаджетами.
«Если вы установили время нахождения в сети или компьютерных играх для своего ребенка, то нужно четко соблюдать это правило. Нельзя делать послабления, разрешать удлинять игру и играть в неположенное время. Нужно предупреждать ребенка о том, что время его игры подходит к концу, к примеру, за пять минут. Вот через эти пять минут вы должны проконтролировать, что ребенок закончил играть. Ограничения компьютера должно быть наравне с ограничениями в сладком. Аналогично, например, ограничению употребления сладкого для ребенка с диатезом, аллергией или сахарным диабетом, что является понятным для всех родителей. Не все серьезно относятся к компьютерным и интернет-увлечениям своих детей», – заметила специалист.
Наказывать ребенка лишением компьютера или телефона, как выяснилось, тоже не выход. По словам психолога, наказывая этим, родители сами увеличивают ценность гаджета в глазах детей.
Если уж запретили играть в компьютер ребенку, важно заместить это время чем-то. То есть все то время, которое чадо проводило в гаджетах, нужно проводить с пользой и интересом. Например, играть семьей в настольные игры. Нельзя, чтобы ребенок ощущал пустоту во времени, чтобы считал, что его лишили чего-то важного», – подметила Оксана Макарова.
И самое главное, добавила психолог, – уделять ребенку как можно больше внимания. Родители должны придумать совместные занятия, как полезные, так и просто развлекающие.
«Более того, если ваш ребенок ищет, чем бы выделиться, или стремится стать популярным в сети – это точно комплекс неполноценности. Главная задача родителя здесь – доказать своему ребенка, что он уникален, и найти в нем какой-либо талант. Таланты есть у всех, абсолютно. Будь это танцы, вышивание, спорт или лепка из пластилина. Главное – только открыть талант», – посоветовала специалист.
Автор материала: Валерия Белова
Источник http://sntat.ru.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев