Агрызские вести

Агрызский район

Рус Тат
Времена

Воспоминания агрызских железнодорожников к своему профессональному празднику

Агрызская дистанция пути (или ПЧ, как в народе привыкли ее называть) отмечает свое 100-летие. Любой юбилей - это прежде всего история. Поэтому сегодня главные герои - ветераны труда, Почетные железнодорожники. Лидия КЛАБУКОВА - уроженка Кизнерского района Удмуртии. Отца совсем не помнит, его убили в первые дни войны. Мама одна поднимала...

Агрызская дистанция пути (или ПЧ, как в народе привыкли ее называть) отмечает свое 100-летие. Любой юбилей - это прежде всего история. Поэтому сегодня главные герои - ветераны труда, Почетные железнодорожники.

Лидия КЛАБУКОВА - уроженка Кизнерского района Удмуртии. Отца совсем не помнит, его убили в первые дни войны. Мама одна поднимала детей.

- Время было тяжелое. Но мы, деревенские девчонки, никакой работы не боялись, - говорит Лидия Васильевна.

На железную дорогу она устроилась в 16 лет. Работа монтера пути в те годы была одной из самых тяжелых. Все делали вручную, даже рельсы меняли. А работа под открытым небом и в 40-градусный зной, и в нестерпимую стужу.

- Конечно, ходили пешком, да еще инструмент тяжеленный тащишь. Участки были по 8-10 км. Руки заняты, от режущего ветра нечем закрыться. Сколько раз лицо обмораживали! А однажды домой пришла - ног не чувствую, обморозила. И это в валенках! Обедали прямо на сугробах. Бывало, в лесу костер разведем, на огне хлеб поджарим, вот и весь обед…

Самое интересное, смотришь старые снимки монтеров пути - одни женские бригады. И кое-где - бригадир-мужчина. Это сейчас законом женщины не допускаются к тяжелому труду…

Позже Лидия окончила Алатырский железнодорожный техникум. Работала в родном ПЧ инспектором по кадрам, до 1996 года - заместителем начальника по кадрам. Активный, ответственный, опытный специалист, умеющий работать с людьми, параллельно являлась секретарем парторганизации.

- В те времена партийный спрос был строгий. Но нам никогда не приходилось краснеть за ПЧ на совещаниях в райкоме. Помогали колхозам в заготовке веточного корма, в уборке картофеля. Предоставляли технику, мосты даже ремонтировали. Помогали и соседним дистанциям, успевали по линии с хоровыми группами выступать. Было свое большое подсобное хозяйство, теплица с подогревом…

Кстати, в те времена личный транспорт редко у кого был. Но они после тяжелого рабочего дня успевали и на своих огородах поработать. И детей достойных растили.

Сейчас Лидия Васильевна возглавляет совет ветеранов дистанции. Ее сын Василий тоже стал железнодорожником, работает в вагонном депо начальником отдела. И внучка Маша решила продолжить династию. Студентка университета путей сообщения проходит стажировку в бабушкином ПЧ.

- Машенька, а если бы тебе, как бабушке, пришлось начинать с монтера пути, с тяжелого ручного труда, ты бы пошла на железную дорогу? - интересуемся мы.

- Конечно. К любой работе можно привыкнуть. А железная дорога - это так интересно! И здорово, когда можно получить отличную практику.

Да, внучка, достойная бабушки!

Владимир ГОРДЕЕВ родом из Чувашии. Тоже окончил техникум в Алатыре. В Агрыз приехал после армии по направлению. Почти 10 лет проработал в ПМС-109: монтером, бригадиром, мастером, начальником производственной базы.

В 1980 году после окончания Московского института его перевели в дистанцию пути. Работал главным инженером, а с 1987 года - уже руководителем. С 2007 по 2013 год являлся главным инспектором по качеству ремонта путей при управлении дороги.

Конечно, такой славный путь (от монтера до руководителя) нельзя описать в трех предложениях и даже в тех 50 записях о наградах, которые имеются в трудовой книжке Владимира Харитоновича. Но об одном, самом интересном и самом сложном, отрезке трудового пути рассказать обязательно нужно.

Руководить ПЧ ему выпало в тяжелые перестроечные годы.

- Конечно, всякое было, но хорошего было больше, - улыбается Владимир Харитонович. - И всегда во главе угла стояла забота о людях. Много строили жилых домов и по Агрызу, и по линии, ремонтировали казармы. Подсобное хозяйство держали до последнего, пока совсем стало невмоготу. Самые тяжелые времена настали, когда в 1992 году две дистанции объединили, а материалов выделяли так же - на одну. Бетонных шпал в Ижевском отделении до 96-го года не было - все деревянные. А срок службы у них, сами понимаете, короткий…

Считается, что верными профессии путейца остаются самые закаленные. И Агрызская дистанция гордится, что отсюда вышли толковые командиры - Александр Баранов, Марат Хаков, Петр Шунин, Владимир Бакулин, Александр Сыресин.

Реклама
LgsiSo2Hd

Гордится Владимир Харитонович, что и его сын Александр вырос в трудовой карьере - работает в управлении дороги. Радуется, что внук Тимур решил выбрать дедушкину стезю, уже проходил практику на детской железной дороге. Ну что ж, продолжение следует…

***

В беседе ветераны вспомнили зиму 1978 года, «когда рельсы переламывались от мороза».

- Видите, рельсы не выдерживали, а люди держались, - говорит с гордостью за родное предприятие нынешний начальник дистанции Разиль Башаров.- Конечно, сейчас уже все изменилось. Дистанция у нас скоростная, федерального хода, более механизированная. На ней работают обученные специалисты, машинизированные комплексы. В общем, высокотехнологичная дистанция пути, которая достойно справляется с заданными объемами. И поздравляя своих коллег с вековым юбилеем предприятия и Днем железнодорожника, желаю новых побед!

И в настоящее время путейцы всегда в боевой готовности.

О дорожном мастере 10-го околотка Агрызской дистанции пути Михаиле ИВАНОВЕ говорят: «Если поставит цель - горы своротит, но добьется».

Однако познакомившись с ним поближе, мы убедились не только в его упорстве, но и в дружелюбии и тактичности. Еще оказалось, он очень рассудительный, интересный собеседник.

Михаил - коренной агрызец. Рано остался без отца. Мама работала в локомотивном депо. Жили в совхозе своим хозяйством. Трое сыновей росли серьезными, уважительными, старались во всем помогать.

Михаил окончил Ижевский железнодорожный техникум. Поначалу устроился в ПМС-109. Потом рванул на вахту на Север, но все же вернулся на «железку».

В ПЧ-23 он работает уже 26 лет. Как и многие его коллеги, начинал с монтера пути. Сейчас в его подчинении 13 человек.

- Михаил Степанович - хороший руководитель. Пунктуальный, объясняет отлично. Если появятся личные проблемы, всегда войдет в курс дела, поймет, поддержит, - говорит монтер пути Федор Осипов.

Сам мастер рад, что ему досталась такая дружная бригада:

- Вообще, у нас в бригаде 25 человек. Кроме монтеров, есть дежурные по переезду, сигналисты. Коллектив у нас многонациональный, но очень дружный. И работаем дружно, и праздники отмечаем вместе.

- А что самое главное в вашей работе?

- Обеспечивать безопасный пропуск поездов. Представьте, по Восточному парку в сутки проходит более 40 пар поездов. Все должно быть под контролем.

- А когда легче работать: раньше или сейчас?

- Раньше было тяжелее, а сейчас сложнее. Многое автоматизировано, возникают рабочие вопросы. Но невыполнимых задач нет. Я вообще считаю, что у нас как бы «полувоенная» организация, потому что мы всегда в боевой готовности.

Екатерина САМСОНОВА.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

   ПОДПИСАТЬСЯ

 

Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев