Агрызские вести

Агрызский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
История в лицах

Исполнилось 40 лет с момента отправки первого электровоза со станции Агрыз Восточный

14 декабря 1983 года со станции Агрыз Восточный отправился в путь первый эшелон на электровозной тяге

14 декабря 1983 года – эта дата стала значимой для агрызских железнодорожников. В этот день со станции Агрыз Восточный отправился в путь первый эшелон на электровозной тяге. Чтобы вспомнить, как все было, мы обратились к рассказам очевидцев и газетным заметкам тех лет.

ГАЗЕТЫ СООБЩАЮТ
«Электропоезда пришли в Агрыз», «С высокой готовностью сдан в эксплуатацию участок Янаул – Агрыз», «В добрый путь, электровоз!» – эти заметки в газетах «Путь победы», «Волжская магистраль» и «Советская Татария» за 1983 год посвящены одному событию. На две недели раньше срока сдан в эксплуатацию электрифицированный участок железной дороги между Агрызом и Янаулом. Газеты сообщают: «За полтора года электрифицирован участок дороги в 193 километров, установлено 7485 опор контактной сети, уложено 170 километров магистрального кабеля, построено дополнительно 9 километров железнодорожных путей, 4 тяговые подстанции, автоматизировано более 200 стрелок… Теперь составы на электровозной тяге повезут отсюда грузы до Сибири и Дальнего Востока».

Первый электровоз со станции Агрыз Восточный отправился ясным морозным утром 14 декабря. В честь этого события площадь перед станцией была украшена яркими транспарантами и лозунгами. Агрызские железнодорожники, транспортные строители, представители общественности собрались на торжественный митинг. За трибуной, установленной на перроне, выступают руководители, ветераны. Повести первый состав по электрифицированному участку доверили молодому машинисту Александру Еникееву и его помощнику Василию Гоголеву.

«Александр Халилович по праву заслужил этой чести. Его труд отмечен орденом Трудовой славы III степени. Он победитель соцсореванования, ударник десятой пятилетки, а недавно коммунисты избрадли его делегатом на областную партконференцию», – пишет «Советская Татария».

ЧЕСТЬ ПО ПРАВУ
Трудовая биография Александра Халиловича тесно связана с локомотивным депо Агрыз. Сюда пришел он после окончания железнодорожного училища в 1968 году. Водил паровозы, тепловозы, электровозы. Профессионализм и преданность делу принесли уважение коллег и признание руководства. С 1986 года в течение 14 лет возглавлял горисполком. За это время город железнодорожников сильно преобразился: велось строительство жилых домов, социальных объектов. Александр Халилович окончил высшую партийную школу, получил высшее экономическое образование. А в 2000 году вернулся на железную дорогу – работал заместителем начальника депо по эксплуатации. Награжден знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 километров», удостоен званий Почетного работника Ижевского отделения дороги, Почетного работника Горьковской железной дороги, Почетного гражданина города Агрыза.

Александр ЕНИКЕЕВ вспоминает тот памятный день:
– Конечно, было волнительно. Помню, был морозный день, а я в фуражке – надо же было выглядеть! Приехали представительные личности, на перроне – коллеги, друзья, знакомые, дети с цветами. Среди них был и мой сынишка Дима, которому в этот день – 14 декабря – исполнилось 11 лет. Так что эта дата для нашей семьи вдвойне значима. 

Опыт вождения электровоза я уже имел: проходил практику в Кирове. Конечно, если сравнивать с тепловозом – это сила! Во-первых, состав на электротяге не дымит. Наверняка замечали, когда идешь на подъем в сторону Урома на тепловозе – все в дыму. А на электровозе – все чисто, даже не видно, есть там поезд или нет. Во-вторых, мощность больше. К примеру, пассажирские вагоны тепловоз еще мог тянуть 40 километров в час на подъеме, а грузовые – только 25 километров в час. Электровоз пролетает – скорости не замечаешь. В целом плюсов было множество. Сейчас современные машины еще мощнее. Поэтому хочется пожелать молодым коллегам только движения вперед!

МАСШТАБНАЯ СТРОЙКА
В электрификацию участка большой вклад внесли монтажники, сварщики, каменщики, плотники СМП-184. Своими воспоминаниями делится Почетный транспортный строитель СССР, Почетный гражданин г.Агрыза Фердаус АКАТОВ:

– В те годы я работал заместителем начальника СМП-184. Все эти строительно-монтажные работы выполнялись по титулу «Электрификация южного хода Горьковской железной дороги» основным подрядчиком – трестом «Казтрансстрой» и 16 субподрядными организациями. Для выполнения больших объемов работ по электрификации был создан специализированный строительно-монтажный поезд №1 (бывший СМП-187) на станции Иж-Бобья. Монтажными бригадами ССМП-1 устанавливались опоры контактной сети, жесткие поперечины, выполнялись другие строительные работы. Коллектив нашего СМП-184 строил тяговые подстанции на станциях Пычас, Агрыз, Сарапул, Соболь, производственные базы для контактных сетей на станциях Ижевского отделения наряду с выполнением работ по электрификации мы строили жилые дома для железнодорожников. На станции Можга построили 90-квартирный дом, на станциях Кизнер, Чернушики, Чад – 60-квартирные на станции Камбарка – два 24-квартирных дома. Также был построен ряд домов в Агрызе.

Помню, 14 декабря было очень холодно. Несмотря на это, на торжество собралось много народу. Приехали руководители железных дорог из Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Ижевска, Агрыза. Играл духовой оркестр. Под звуки торжественного марша эшелон с «КамАЗами», предназначенными для районов Сибири и Дальнего Востока, отправился в путь. А нас переполняла гордость от своей причастности к такой масштабной стройке, значимой для экономики страны. 
***
Редакция газеты «Агрызские вести» благодарит Почетного железнодорожника, председателя Общественного совета района Александра Лапшина за представленную информацию и активное сотрудничество.
Материал подготовила Екатерина САМСОНОВА
Машинист А.Еникеев и его помощник В.Гоголев. Первый     электропоезд отправляется в путь. / Фото из газеты «Советская Татария» за 16 декабря 1983 г. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

       ПОДПИСАТЬСЯ

 

Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей

 


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев