Он заправлял самолёт под бомбами, спасал товарищей и встретил Победу у мотора. Воспоминания фронтовика Зыи Ахметшина
Скромный Зыя был отмечен многими благодарностями и правительственными орденами: орденом Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги» и 13-ю различными медалями
Подвиг, долг, самоотверженность… Однажды я в полной мере осознала, что рядом с нами живут люди, для которых эти слова так же естественны, как сама жизнь. Один из них – Зыя АХМЕТШИН, брат моего дедушки.
Когда я просила поделиться воспоминаниями, дядя Зыя (так я его называла) обычно очень волновался, а потом начинал рассказывать…
Он родился в 1917 году в Терсях. Рано остался без отца. После окончания 7 классов работал в колхозе, был агитатором. Когда в деревне организовали первый пионерский лагерь, был назначен его начальником. После окончания работы в лагере поступил в 8 класс Иж-Бобьинской школы. Затем поступил на 2-ой курс авиационного техникума: в 1937 году был объявлен спецнабор комсомольцев в военные училища. Был призван армию, поступил в Иркутское авиационное училище. После успешного окончания училища в 1939 году был направлен в Смоленск в бомбардировочный авиационный полк техником самолета.
Еще до войны участвовал в освобождении Западной Белоруссии, в войне с белофиннами. В 1940 году их полк был направлен в правительственную командировку в Латвию для участия в установлении Советской власти.
– Прилетели на аэродром Войнода. Вокруг нас собрался народ. Они трогали самолеты руками, убеждаясь, что они металлические. Их убеждали, что у русских нет металлических самолетов, – вспоминал он.
Им, молодым офицерам, надо было оправдать оказанное доверие, и они старались вести себя аккуратно и достойно. В 1941 году перелетели в летний лагерь Митава, где производили ночные полеты и выполняли специальные задания.
– В ночь с 21 на 22 июня в полку проводились полеты. Мы услышали взрыв и испугались, подумав, что взорвался самолет. А это немцы начали бомбить наш аэродром. Ночные полеты отменили. Началась война… – рассказывал он
В первый день войны подготовили 65 самолетов. В этот день все самолеты вернулись на аэродром. Дальше потери были достаточно велики. Истребителей для сопровождения не хватало. Когда осталось мало самолетов, личный состав перелетел на аэродром Веретиние, затем на аэродром Старая Русса для отражения наступающего противника.
– Противник бомбил аэродром, но весь личный состав находился возле самолетов. Увидел истекающего кровью техника Гильманова, я остановил первую же машину и отвез его в госпиталь... Мы долгие годы ничего не знали друг о друге. Через много лет газета «Советская Башкирия» помогла нам встретиться. Он заплакал, обнял, от души поблагодарил за оказанную помощь, – рассказывал дядя.
Затем их отправили на аэродром Монино, где они за короткий срок прошли переподготовку, освоили новую машину – самолет «Пе-2» и были направлены на Ленинградский фронт. Экипаж совершал по 5-6 вылетов в день, чтобы не дать противнику замкнуть 2-е кольцо вокруг Ленинграда…
– Когда были на аэродроме Шугозера, вечером прилетели 18 юнкерсов и стали бомбить. В это время я заправлял самолет бензином. Увидев заход самолетов, все побежали в землянку, а стрелок-радист решил укрыться в траншее. Пробегая мимо, я уговорил его пойти со мной. После бомбежки мы увидели, что траншеи нет – прямое попадание бомбы. Мы с радистом стали друзьями, – это тоже из его воспоминаний.
Из многочисленных рассказов дяди запомнился еще один, как он встретил конец войны:
– Однажды с задания вернулся поврежденный самолет. Работали всю ночь с 8 на 9 мая. Произвели демонтаж и монтаж двигателя, заменили шестерни, опробовали работу двигателя. Самолет был готов к следующем вылету. После окончания работ решили закурить, а в это время с командного пункта появляется ракета, которая означала конец войны. Мы бросились поздравлять друг друга и салютовать в честь победы. Таким образом, мы участвовали в войне с первой до последней минуты. В общей сложности мы обслужили 750 боевых вылетов.
Скромный труд дяди был отмечен многими благодарностями и правительственными орденами: орденом Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги» и 13-ю различными медалями.
Вот такая она, суровая правда солдата, взятая боем, доказанная кровью и записанная в человеческой памяти навсегда!
Лидия КАРИМОВА
Терси
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев