Барон фон Мекк в Агрызе
В этом году два больших железнодорожных предприятия будут отмечать свой вековой юбилей – это станция Агрыз и локомотивное депо.
Рабочее совещание
По случаю предстоящего празднования в администрации района прошло рабочее совещание с участием главы района Валерия Макарова, заместителя начальника Горьковской железной дороги по Ижевскому региону Александра Лапшина, руководителя профсоюза железнодорожников Ижевского региона Лилии Ахметзакировой.
Были обсуждены организационные моменты, предлагались различные идеи.
Работы предстоит много, в том числе поисковая. Будет изучено множество архивных документов, исторических справок. Уже готовятся материалы о бывших и нынешних работниках станции и депо корреспондентами ведомственных изданий.
Сам праздник планируется провести в День железнодорожника, который будет совмещен с Днем города. На привокзальной площади откроется памятник барону Николаю фон Мекку. На открытие памятника ожидается приезд потомка этой известной фамилии.
Историческая справка
Кто же такой фон Мекк и почему в Агрызе будет установлен памятник в его честь?
Николай фон Мекк – продолжатель дела своего отца, один из крупнейших железнодорожных и промышленных деятелей России конца X1X-начала XX веков.
Не имея специального инженерного образования, Николай начинает с самых низших ступеней – работает кочегаром, машинистом, конторщиком в депо.
В 1891 г. он еще совсем молодым становится председателем правления Общества Московско-Казанской железной дороги и бессменно руководит им в течение 27 лет.
Став руководителем Казанской железной дороги, весь свой ум, энергию, практический опыт, да и придворные связи направил на ее развитие.
За первые девять лет его управления протяженность Московско-Казанской железной дороги увеличилась в девять раз. Успех Николая фон Мекка основывался на высоком профессионализме, тщательности проведения изыскательных работ, проработки проектов, в том числе проекта, куда вошла узловая станция Агрыз.
Агрыз – важный железнодорожный узел, который находится на так называемом Казанском ходе или центральной ветке Транссиба. Еще есть северная ветка, которая проходит через Киров и Пермь, а также южная ветка, которая идет через Рязань, Самару и Уфу. Так вот как раз через Агрыз и проходит перемычка, которая соединяет между собой все три ветки Транссиба, идущие от Москвы к Уралу и Западной Сибири.
Это хорошо видно на карте.
До революции железная дорога Казань-Агрыз-Екатеринбург называлась Казанбургской. Она была обязана Николаю фон Мекку не только расширением, но и коренным улучшением технической оснащенности, модернизацией оборудования. Он пригласил в свою компанию талантливых инженеров. Московско-Казанская железная дорога стала своего рода экспериментальной площадкой по разработке и испытанию новых типов паровозов. В предвоенные годы на ней товарные вагоны повышенной грузоподъемности, вагоны-холодильники. Для развития хлебной торговли в районе дороги устроены зернохранилища и громадные механизированные элеваторы.
Численность рабочих и служащих дороги перед войной достигала 30 тысяч человек. Требовалось решать и социальные проблемы. По инициативе Николая Карловича была создана потребительская кооперация, которая обеспечивала железнодорожников дешевыми продуктами. Были построены дешевые многоквартирные дома на Казанской линии – «фонмекковские». Это поселки в Арске, Вятских Полянах, Агрызе, Красноуфимске, Ревде… Для подготовки железнодорожных кадров были открыты технические училища, телеграфная школа.
В годы Первой мировой войны Николай фон Мекк занимался снабжением армии хлебом. Он организует специальные санитарные поезда, мастерские по пошиву белья для солдат.
Революция круто изменила его жизнь. В первый же год он был арестован, но выпушен. Вот только некоторые записи из его трудового списка: член совета Высшего технического комитета, председатель секции Местного Транспорта Высшего Технического комитета, старший консультант при народном комиссаре путей сообщения, председатель Экономической секции Центрального Планового Управления.
В это время он работает над проектом Московской подземки, предлагает заменить паровозы тепловозами, разрабатывает систему скоростного движения поездов и укрупнения железнодорожных составов.
В годы НЭПа Николай Карлович занимался вопросами планирования, работал постоянным представителем в Госплане от Наркомата путей сообщения. Наряду с ежедневной практической работой он размышлял над перспективами развития железных дорог в стране, писал книги по истории и экономике железнодорожного транспорта России.
Но судьба его уже была предрешена. Ни лояльность к новой власти, ни сорокалетний опыт работы на благо России не смогли уберечь его от гибели. В 1928 году Николай фон Мекк вновь был арестован, как член некоей «вредительской» инженерной организации. Весной 1929 г. обвиняемые были расстреляны.
Новая рубрика
Уважаемые читатели, а мы в связи с вековым юбилеем станции и депо открываем новую рубрику, посвященную железнодорожным династиям, ветеранам и работникам этих предприятий. Ждем писем от представителей разных поколений. Будем рады, если ветераны поделятся своими воспоминаниями, коллеги напишут о своих достойных соратниках, а школьники – о своих дедах и отцах.
Портрет Николя фон Мекка кисти художника Бориса Кустодиева.
Через Агрыз проходит перемычка, которая соединяет три ветки.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев