Агрызские вести

Агрызский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Наша жизнь

Так провожают поезда

«Лишнего не скажет», – говорят о нем коллеги. Выставлять напоказ свои мысли, переживания – не в его правилах. Руслан ХУЗЯХМЕТОВ, осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Агрыз, предоставляет нам право самим догадываться, что он подумал и что почувствовал, когда понял: до возможного крушения поезда, который он провожал с островка безопасности, оставалось километров десять. Если бы он тогда не заметил неисправность…

Линия судьбы

Наверное, его судьба могла сложиться иначе. Люди, умеющие принимать взвешенные решения, готовые подчинить себя производственной необходимости, надежные, нужны везде. До призыва в армию Руслан учился по специальности, далекой от железной дороги. Но, отслужив, прислушался к совету друзей, работавших в вагонном депо: организация надежная, коллектив хороший, есть неплохие перспективы, приходи – не пожалеешь. В результате и было принято одно из его взвешенных решений.

После трех лет работы слесарем молодой рабочий получил направление в Муромскую дортехшколу, учиться на осмотрщика-ремонтника.

– Руслан Анварович, чем вам нравится ваша профессия?

Мой собеседник по-прежнему скуп на слова и говорит только о самом важном, определяющем:

– Мы обеспечиваем безопасность движения поездов. Это огромная ответственность.

А я в своем блокноте делаю для себя пометку о том, что страна наша и наши железные дороги сильны как раз такими людьми, которые, выстраивая свою судьбу, не ищут легких путей и думают не только о себе. Высокие слова? Пусть! Для хорошего человека – не жалко.

А Руслан Анварович, слегка приоткрывая дверцу в мир собственных эмоций, коротко, без лишних слов признается: да, есть некоторый страх пропустить, не заметить неисправность. И ошибка здесь неизмеримо выше, чем в какой-то другой сфере деятельности.

Дефектоскопия подтвердила

Вот уже более полутора десятилетий жизнь его идет по размеренному графику: смена в день – в ночь – отсыпной – выходной… Глаз натренирован на поиск недочетов, неисправностей. Сколько раз за эти годы приходилось регулировать тормозную рычажную передачу, закреплять концевой кран, закрывать сливной прибор – не сосчитать. Сколько составов осмотрено – не припомнить. Повседневная, привычная работа.

Случалось ему находить и трудновыявляемые неисправности. Впрочем, «случалось» – слово неточное. Потому что обнаружение серьезной неисправности – это не случайность, а «привилегия» настоящего профессионала.

– Он истинный, грамотный вагонник, отличный работник, всегда в первых рядах, – говорит о своем подчиненном сменный мастер Эдуард Салимуллин.

Так вот, в профессиональном багаже Хузяхметова – и выявленная им трещина в диске колеса (это было, кажется, в 2008 году, самая первая обнаруженная им серьёзная неисправность), и трещина в боковой раме (это уже значительно позже). Руслан вспоминает, как заметил полоску на внутренней стороне рамы, как расчистил ее щеткой. Да, действительно трещина. Рассказывает неспешно, без лишних подробностей: мол, что тут непонятного? Приемы работы известные. Вагон, как и положено, отцепили. Раму, как это обычно и делается, отправили в Красноуфимск на дефектоскопию. От отцепки вагона до получения результатов исследований проходит четыре-пять дней. Или чуть больше: одну-единственную деталь отгружать не станут, надо дожидаться «попутчиков».

Обо всех найденных им трудновыявляемых дефектах Руслан так и не рассказал. За него это сделали другие. Полную статистику последних лет восстановил по документам инструктор по производственному обучению рабочих массовых профессий Рустам Фатхутдинов:

– В 2018 году Хузяхметов Руслан во время осмотра состава обнаружил дефект в боковой раме, который впоследствии подтвердили в ремонтном депо. В 2017-м на его счету было два подтвержденных дефекта в боковых рамах, в 2016-м – один. В 2015-м он выявил трещину диска колеса.

На грани ЧП

– Надежный, грамотный, уверен в себе и своих знаниях, не подведет, – в один голос говорят о Хузяхметове в депо.

И он не подвел. 18 февраля 2018 года Руслан, будучи на островке безопасности, провожал грузовой поезд. В одном из вагонов взгляд выцепил смотровую крышку буксового узла: выпуклая, а должна быть плоской. Потом осмотрщик и на слух определил: есть дефект. Об этом – в деталях, языком документов.

Реклама

– Фактически Хузяхметов предотвратил крушение, – комментируют мне специалисты.

– Просто действовал по инструкции, – говорит сам Руслан. – Инструктаж по встрече и провожанию поездов мастер постоянно проводит перед сменой. И в тот день, 18 февраля, такой инструктаж тоже был. И захочешь – не забудешь. На техучебе изучаем способы и методы обнаружения неисправностей.

Вот так и держат себя в форме. Что ни говори, а знания – сила.

Вместе с коллективом

Однако дело не только в знаниях – в отношении к своим обязанностям. Нельзя подводить предприятие, товарищей по работе. С неизменным уважением называет он имя человека, которого считает своим наставником, – Ильдуса Вагапова, работавшего старшим осмотрщиком. У него было чему поучиться: и ответственному отношению к своим обязанностям, и уважению к труду коллег и своему собственному.

Хорошо и легко работать, когда чувствуешь поддержку товарищей – таких, как Замиль Садыков. Осмотрщик-ремонтник вагонов, он на время отсутствия старшего осмотрщика исполняет его обязанности.

– Ответственный, хороший парень, – снова переводит разговор с себя на своих коллег Хузяхметов.

Да и вообще отношения в коллективе работой не ограничиваются. Кто-то купил квартиру по ипотеке – все вместе помогают с переездом. Кому-то надо покрыть крышу в доме – и снова собираются все в свободное время.

Не в ущерб отдыху, разумеется. Профессия научила с уважением относиться к этому «элементу технологии», когда восстанавливаются силы после напряженной смены и организм готовится к следующей.

Поначалу, вспоминает Руслан, график казался очень тяжелым. Особенно трудно давались ночные смены. А дневной сон не всегда был полноценным. Теперь привык. И время рассчитывает так, чтобы его на все хватило.

– Рыбалка и охота, – коротко отвечает он на вопрос о любимых занятиях, которые помогают восстанавливаться после тяжелой работы. Благо, в реках недостатка нет. Вот тебе Иж, а вот, если километров 70 на машине проехать, Кама.

Но главная поддержка – это, конечно, семья. По большому счету, все хорошее, что делает человек в своей жизни, он делает для своих близких. А жена Гульнара и дети Динар и Лиана тоже привыкли к его непростому графику. Хотелось бы побольше времени проводить с ними. Но даже отпуск у них с женой не всегда совпадает: у Гульнары он бывает только летом.

Общая семейная мечта – съездить всем вместе в Крым. Непременно, обязательно получится.

Марина ГАЛКИНА.

Фото Э.Салимуллина.

(Перепечатано из газеты «Волжская магистраль» за 30 марта 2018 года).

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

       ПОДПИСАТЬСЯ

 

Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев