«Завтра обязательно получится»: История логопеда, которая 25 лет возвращает детям речь
Несмотря на то что уже четверть века работает с детьми, она по-прежнему находится в неустанном профессиональном поиске
Логопед детского сада №1 Лилия КАВИЕВА имеет 25-летний стаж работы. Несмотря на то что уже четверть века работает с детьми, она по-прежнему находится в неустанном профессиональном поиске, стремится применять в своей работе новые приемы и методы.
БУДУ ВОСПИТАТЕЛЕМ
– Я и не думала о выборе другой профессии. Потому что с детства мечтала стать педагогом, – говорит Лилия Фаатовна.
Она училась в Агрызской школе №1. Как-то в 4 классе учитель Гульнур Тукманова попросила ребят сделать альбом «Наша будущая профессия». Лилия без всяких колебаний написала сочинение о том, что хочет стать воспитателем.
– Как и все старшие дети в семье, дома я была и «воспитателем», и «учителем» для братишки Ильфата и сестренки Гузель. Наверное, это тоже стало толчком к выбору педагогической стези, – полагает Лилия Фаатовна.
Трудовую деятельность она начала воспитателем в детском саду №1, но через четыре года ей предложили работать логопедом. А логопед – это специалист, который играет ключевую роль в развитии речи у детей. Несмотря на то что ребенок с раннего возраста должен правильно произносить звуки, и у него должна быть сформирована речь, не все дети одинаково развиваются. Некоторые малыши могут поздно заговорить, некоторые не могут повторять слова за взрослым, не могут правильно составить предложение.
– Поэтому наша главная задача – способствовать речевому развитию детей. Посредством различных игр, упражнений мы стараемся стимулировать малышей правильно произносить звуки, развивать им память, внимание, мышление. И эта работа проводится комплексно, то есть логопеды, воспитатели, родители, специалисты по физическому воспитанию, музыкальные работники, педагоги работают в одном направлении. Только так можно добиться положительного результата, – считает Лилия Фаатовна.
НЕДОСТАТОЧНО ПРОСТО ДАТЬ ИГРУШКУ
По словам опытного логопеда, одна из причин дефектов речи у современных детей – родители слишком рано дают малышам телефоны и другие гаджеты. Это тормозит их речь, снижает коммуникативные способности.
Родители дают телефон, когда чем-то сами заняты, когда ребенок начинает плакать, капризничать. Вместо того чтобы заниматься с малышом, они и сами проводят много времени в Интернете. А это большая ошибка, – полагает Лилия Фаатовна.
Недостаток совместного общения также является одной из основных проблем, приводящих к неправильному формированию речи.
– Каждый родитель покупает игрушку для своего ребенка. Но недостаточно просто дать игрушку ему в руки, нужно научить ею пользоваться. Важно вместе поиграть, разыгрывая разные роли. К примеру, нужно не только показать ребенку птиц и животных на картинках, но и постараться показать их в натуре, дать соответствующие разъяснения, – говорит Лилия Фаатовна.
Такие приемы не только обогащают словарный запас ребенка, но и знакомят его с окружающей средой, развивают навыки мышления.
– Есть родители, которые занимаются со своим ребенком должным образом. Они заслуживают глубокой благодарности! – считает логопед.
ВАЖЕН ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Воспитанники детского сада №1 начинают занятия с логопедом в пять лет. Ежедневно Лилия Фаатовна проводит более десятка занятий. Занимается с детьми индивидуально, микрогруппой, погруппой или всей группой. Артикуляционная, дыхательная гимнастика, нейроупражнения, настольные игры – виды работы постоянно меняются.
– Так и должно быть. Потому что детям неинтересно заниматься одним и тем же. Всегда нужно чередовать теорию и практику и передавать материал через игру, – убеждена опытный педагог.
Для этого она использует множество методических пособий. Создает авторские программы, сама мастерит необходимые элементы для игр. Участвует в вебинарах, семинарах, мастер-классах, заседаниях методического объединения логопедов, конкурсах профессионального мастерства, изучает опыт работы других коллег. Готовит детей к различным конкурсам.
– Я каждый день подвожу итоги прошедшего дня. Анализирую каждое занятие. Составлю план на следующий день, – делится профессиональными нюансами Лилия Фаатовна.
Никогда не требует от детей большего, чем положено. Если замечает у ребенка чувство подавленности, не жалеет похвалы, умеет окрылить его словами:
«Сегодня не получилось, а завтра обязательно получится». Ищет способы искренне заинтересовать детей. Если одна методика не позволила достичь должного результата, то добивается намеченной цели с помощью иного подхода.
– Я очень люблю свою работу, люблю детей. Когда ребятишки признаются, что занятие очень понравилось, когда родители искренне радуются: «Сегодня у нас праздник: мы начали выговаривать «р» – все это вдохновляет на дальнейший результативный труд, – говорит Лилия Фаатовна.
Недавно Лилия Кавиева была награждена знаком отличия Министерства просвещения РФ «Отличник просвещения». Это достойная оценка ее кропотливого труда.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев