В АО «Транснефть – Прикамье» создана система учебно-тренировочных занятий
Задача - выработка полезных навыков по оперативной локализации и ликвидации аварийных разливов на объектах транспортировки нефти
Готовность специализированных служб действовать быстро и чётко в любой нештатной ситуации всегда имеет важное значение. Именно этому принципу следует созданная в АО «Транснефть – Прикамье» система учебно-тренировочных занятий (УТЗ), задача которой - выработка полезных навыков по оперативной локализации и ликвидации аварийных разливов на объектах транспортировки нефти.
Что такое УТЗ? Представьте: происходит резкое снижение давления нефти на участке подводного перехода магистрального трубопровода. Это свидетельствует о его возможном повреждении и выходе топлива. Диспетчер экстренно останавливает транспортировку нефти на участке и параллельно оповещает о случившемся руководителей подразделений, контрольные и надзорные органы. Для определения места повреждения и обстановки на местности в течение 30 минут после оповещения выезжает патрульная группа. Одновременно с этим начинают сбор и выезд бригады, участвующей в локализации и ликвидации аварийного разлива.
В данном случае это лишь сценарий, предусмотренный планом-графиком проведения УТЗ, которые проводятся в круглогодичном режиме. Например, в первом квартале 2022 года было проведено 29 учений на подводных переходах магистральных трубопроводов. Все условные аварии были успешно локализованы и ликвидированы, это означает: подразделения действовали чётко, слаженно, состояние техники и оборудования не вызывает нареканий. Всё это говорит о стопроцентной готовности персонала действовать быстро и грамотно.
Безусловно, такие показатели – это результат огромной работы по созданию отлаженного алгоритма действий в нештатных ситуациях. В планах ликвидации аварийного разлива нефти на объектах предприятия расписаны чёткие пошаговые инструкции для суши, каждой отдельно взятой реки, болота в любое время года.
Во время учений бригады, участвующие в локализации и ликвидации аварийного разлива, индивидуально подходят к установке каждого рубежа локализации.
Например, если скорость течения реки в планах ликвидации аварийных разливов указана 0,4 м/сек, но в реальности отличается, то специалисты на месте корректируют угол установки боновых заграждений для эффективного задержания «нефтяного пятна» на водной поверхности. В соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документацией на каждом объекте подводных переходов магистральных трубопроводов УТЗ проводятся дважды в год – в период ледостава и межени. В среднем, в зависимости от объекта, для участия в каждом тренировочном занятии привлекается до 30 человек и 10-15 единиц спецтехники.
- При проведении УТЗ мы выбираем сценарии, исходя из принципа наихудшего варианта развития событий, - говорит Николай Нарсеев, инженер отдела эксплуатации нефтепроводов. – Например, в период ледостава на реках, ширина русла которых может достигать пяти - шести километров, таких как Волга и Кама, выбирается точка выхода нефти с максимальным удалением по руслу реки от мест подъезда аварийных бригад, с максимально возможным объёмом выхода нефти или нефтепродуктов.
То, на каком уровне аварийно-восстановительная бригада выполнила свою работу, оценивает специальная комиссия из числа руководителей различных подразделений компании. Параметров оценки множество: квалификация персонала, последовательность и продолжительность технологических операций, соблюдение требований промышленной и экологической безопасности, охраны труда, техническая оснащённость и соответствие нормативам. Без сбоев должна работать связь с диспетчерами для оперативного получения и передачи информации.
Таким образом, сочетание отработанной системы тренировочных занятий, контроль над техническим состоянием магистрального трубопровода и оборудования, его диагностика и своевременная замена обеспечивает безопасную и бесперебойную работу нефте- и нефтепродуктопроводов.
Важные цифры
В зоне ответственности АО «Транснефть – Прикамье» - более 6 500 км трубопроводов на территории 11 регионов РФ. Более 280 км – это подводные переходы через реки.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев