Родные могилки уже заросли…
Жительница Агрыза Мария МЕДВЕДЕВА сегодня вспоминает своего отца, который тоже был репрессирован. Кузьма Львович родился в 1904 году в Белоруссии, недалеко от Минска. Женился на местной девушке Марии. В 1929 году молодая семья переехала в в Западную Сибирь. Оттуда его и забрали… Арестовали его еще до войны, в феврале 1941...
Жительница Агрыза Мария МЕДВЕДЕВА сегодня вспоминает своего отца, который тоже был репрессирован.
Кузьма Львович родился в 1904 году в Белоруссии, недалеко от Минска. Женился на местной девушке Марии. В 1929 году молодая семья переехала в в Западную Сибирь. Оттуда его и забрали…
Арестовали его еще до войны, в феврале 1941 года. Без всяких обоснований обвинили его по 58-й «за пропаганду и агитацию, содержащую призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти».
Забирали, как и всех, без предупреждения. Направили в зону ГУЛАГ, далекий Магадан.
Вспоминать о невыносимых каторжных условиях жизни он не любил. Рассказывал лишь то, что работали на последнем дыхании, до последних сил. С содроганием говорил о том, как трудились в 55-градусный мороз, в ветхой одежде, перештопанных валенках. Постоянный голод, побои, расстрелы, крики, болезни были в том страшном месте обычным явлением. Привозили туда большое количество невиновных людей, но в живых оставалась мизерная часть.
- Тяжело было без отца, тем более война. Не представляю, как у мамы сил хватило на себя и на нас. Я закончила три класса и сразу - в колхоз. Давали за день работы 200 грамм хлеба, и полповарешки каши. Даже этим пайком мама делилась с нами. Бегали в лохмотьях, босые - одеть-то нечего, - с горечью вспоминает Мария Кузминична.
Заключенным писать письма не разрешали. Лишь перед освобождением Кузьма Львович смог отправить радостное сообщение своим близким. А официально реабилитировали его лишь в 1961 году.
Из всех раскулаченных села Уфимки живым вернулся он один. Но и его здоровье за 7 лет «ада» было сильно подорвано. Несмотря на это, он работал кузнецом. Не хотел быть обузой для семьи. Несмотря на то, что ни он, ни жена Ирина не ходили в школу, они умели читать и писать, даже выписывали газеты и журналы. Воспитали и вырастили 6 детей.
Умерли Ирина Егоровна и Кузьма Львович в один год, в 1969. Похоронены они рядышком.
- Жалко, что могилы далеко, в Новосибирске, - говорит Мария Кузьминична. - Наверное, уже совсем заросли, ухаживать-то некому. Но я своих родителей часто вспоминаю и скучаю.
Сама Марья Кузьминична жила с 1960 года по 2008 в Киргизии. Поставила на ноги троих детей. А в Агрыз она переехала жить к дочке. Здесь в России, в отличие от Киргизии, она имеет льготы как дочь пострадавшего от политических репрессий.
- Молодежь, мира вам. Не ленитесь, трудитесь так же, как мы и наши родители, - напоследок напутствовала 85-летняя Марья Медведева.
Любовь МИХАЙЛОВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев