В День памяти и скорби Галия ГИЛЬФАНОВА из Агрыза вспоминает своего деда
В День памяти и скорби я всегда вспоминаю своего деда Идриса АИТОВА, который не вернулся с полей сражений. Мы даже не знаем, где он похоронен. Мама до самой смерти жила надеждой, не придет ли какое известие о нем. Ей очень хотелось поехать на его могилу, поклониться, положить на нее родной...
В День памяти и скорби я всегда вспоминаю своего деда Идриса АИТОВА, который не вернулся с полей сражений.
Мы даже не знаем, где он похоронен. Мама до самой смерти жила надеждой, не придет ли какое известие о нем. Ей очень хотелось поехать на его могилу, поклониться, положить на нее родной агрызской землицы.
Много лет после окончания войны мы, уже взрослые дети и внуки, писали запросы в архивы, пытались найти сведения о дедушке. Пока результатов никаких, но мы не теряем надежды. Очень надеемся, что поисковикам удастся найти какие-либо сведения.
…Дедушка вместе и бабушка до войны жили как все, воспитывали пятерых детей. В начале 1942 года деду пришла повестка, и он отправился на фронт. Бабушка осталась одна с детьми - мал мала меньше. Старшему было 13 лет, моей маме - 10, младшей сестренке - всего 5 месяцев. Несмотря на грудного ребенка, бабушка работала в пекарне. За тремя малышами присматривали дома мама с братом.
Летом они оба, встав в 2-3 утра, шли по ягоды. Ягоды продавали на железнодорожном вокзале. На вырученные деньги бабушка покупала соль, спички, крупу. Варили суп из лебеды, крапивы, щавеля, что и спасало их от голода. Осенью ходили на совхозное поле и собирали остатки картофеля. Варили и ели его вместе с кожурой. «Такая незатейливая еда, конечно, не насыщала, и всегда хотелось есть», - говорила мама.
Они с братом все лето ходили в лес за хворостом, грузили его на маленькую тележку и тащили домой. И песню в исполнении Габдельфата Сафина «Уфалла арбасы» мама всегда слушала со слезами на глазах.
Бабушка тешила детей надеждой: «Вот закончится война, вернется отец, и мы заживем хорошо». Но этого не случилось. От деда получили всего несколько писем. А в ноябре 1942-го пришло страшное известие: в боях под Москвой Идрис Аитов пропал без вести.
Моя бабушка, мама и все родные всю жизнь ждали, что дед вернется. Мамы уже нет в живых. А я все еще надеюсь, что получу крохотное известие о судьбе деда Идриса.
Галия ГИЛЬФАНОВА,
Агрыз.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев