30 октября – День памяти жертв политических репрессий
Назиф ХАКИМОВ, проживающий в Исенбаеве, - дитя репрессий. Ему уже 80 лет, но он никак не может забыть те трагические события. - Никогда не забуду, как плакали мама и тетя, когда уводили отца. Мы, дети, стояли, прижавшись друг к другу, и не знали, что делать. Потом с каждым днем все...
Назиф ХАКИМОВ, проживающий в Исенбаеве, - дитя репрессий. Ему уже 80 лет, но он никак не может забыть те трагические события.
- Никогда не забуду, как плакали мама и тетя, когда уводили отца. Мы, дети, стояли, прижавшись друг к другу, и не знали, что делать. Потом с каждым днем все больше ощущалось отсутствие отца. Часто вспоминали его слова, - говорит он.
Их отца Исмагила в деревне называли «мастер - золотые руки». У доброго хозяина семья всегда была сыта. В хозяйстве было много скотины, имелась даже своя мельница. В семье Хакимовых росло четверо детей.
Сталинские репрессии принесли много горя, разлучили семьи, детей оставили сиротами. В 1937 году арестовали и Исмагила. Тогда он работал кузнецом в МТС.
- В те годы зависть, злоба и ябедничество были нормальным явлением. Одно слово против руководителей - и ты в тюрьме. Наш отец тогда подковывал лошадей. Нам рассказывали, что у одной из них по пути из Сарапула расшаталась подкова, за это ему и дали 10 лет. Конфисковали лошадей, мельницу. Арестовали и мужей моих теток по матери. Они уже не вернулись на родину.
…Перед Днем памяти жертв политических репрессий Назиф абый часто вспоминает эти трагические годы. Как они остались ни с чем, босиком бегали по улицам, в обносках ходили в школу. С братьями на тележке возили дрова из леса. Лесник тоже был не прочь поиздеваться над ними. Если встречал в лесу, заставлял дрова выгрузить, а тележку ломал…
- Не представляю, как выдержала мама. Нелегко, наверное, было поднимать четверых детей. Она работала с утра до ночи. Славилась хорошим пекарем. Пекла большие 5-килограммовые караваи. Держали корову, гусей. А отец 9 лет валил лес в Соликамске, - вспоминает Назиф абый. - Некоторые односельчане смотрели на нас косо. Помню, одна кричала на улице, что «жене врага народа доверили печь хлеб». Мама плакала от горькой обиды…
Исмагил в родные края все же вернулся - в 1947 году. Тогда Назифу было уже 13 лет.
- Я его даже не узнал, - признается он.
Отец вновь начинает работать кузнецом. Поднимают на ноги детей. В старости они жили с младшим сыном Назифом и снохой Асией.
- Вот так наш отец безвинно отсидел 9 лет. Нам он никогда не рассказывал, как «там» было. «Таких, как я, там были тысячи», - говорил он. Не дай Бог такие горькие испытания пережить нашим детям и внукам, - говорит Назиф абый, вытирая слезы.
* * *
По доброй традиции, в День памяти детям жертв политических репрессий будут вручать гостинцы от имени главы района. На сегодняшний день в районе их числится 30 человек.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев