А вы знаете историю ГАИ-ГИБДД
Информация для выступления по теме 80-летия создания службы Госавтоинспекции. История ГАИ-ГИБДД Впервые термин "Автоинспекция" появился в 1919 году, когда Декретом Совета Народных Комиссаров "Про автомобильное движение по Москве и его окрестностям" было предусмотрено создание специального органа по контролю за соблюдением Правил движения и эксплуатации транспорта. Днем рождения ГАИ считается 3...
Информация для выступления по теме 80-летия создания
службы Госавтоинспекции.
История ГАИ-ГИБДД
Впервые термин "Автоинспекция" появился в 1919 году, когда Декретом Совета Народных Комиссаров "Про автомобильное движение по Москве и его окрестностям" было предусмотрено создание специального органа по контролю за соблюдением Правил движения и эксплуатации транспорта.
Днем рождения ГАИ считается 3 июля 1936 года, когда Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о Госавтоинспекции.
С принятием этого закона появилась организационно-правовая основа деятельности ГАИ, определяющая её место в общегосударственной системе обеспечения безопасности дорожного движения. Основное внимание уделялось контролю за качеством подготовки водительского состава, проверке технического состояния автомобилей. Была утверждена система обязательных периодических технических осмотров. В довоенный период, в основном, завершилось решение организационных и кадровых вопросов становления новой милицейской службы. Приказами НКВД СССР утверждены правила выдачи водительских документов, учета и технического осмотра автомобильного парка, порядок проведения углубленной проверки деятельности автохозяйств. В 1940 г. были подготовлены и направлены во все города типовые правила уличного движения.
Одна из самых ярких страниц истории службы - период Великой Отечественной Войны. В первые дни войны сотрудники ГАИ провели большую работу по мобилизации автотранспорта для потребностей Красной Армии. Свыше 150 суток бессменно несли службу в сорокаградусный мороз работники ГАИ блокадного Ленинграда. На 60 постах, под огнем противника, они обеспечивали движение по "дороге жизни". Во время Великой Отечественной войны многие сотрудники ГАИ стали ее участниками, а оставшийся личный состав проводил мобилизацию автомобилей, мотоциклов и тракторов для нужд армии, содействовал авторемонтным заводам и мастерским в восстановлении техники, обеспечивал регулирование дорожного движения и контроль за подготовкой водительских кадров для фронта. Во время налетов вражеской авиации, находясь на посту, милиционеры-регулировщики следили за соблюдением правил светомаскировки, тушили пожары и спасали людей из-под обломков зданий, выявляли диверсантов, участвовали в борьбе с мародерством и другими проявлениями преступности.
За успешное выполнение служебных обязанностей и проявленные при этом отвагу и мужество многие работники ГАИ и ОРУД получили высокие государственные награды.
В первые послевоенные годы из армии в народное хозяйство прибыло большое количество автомобилей и мотоциклов. Они стали интенсивно использоваться на дорогах, проезжая часть которых не была полностью восстановлена и оборудована техническими средствами регулирования движения. Работники ГАИ приняли на себя обязанности по организации движения транспорта и пешеходов. Они участвовали в разработке схем и непосредственно в установке светофорных объектов, дорожных знаков и указателей, будок регулировщика, нанесении линий дорожной разметки. На улицах многих краевых и областных центров страны появились первые светофоры.
После восстановления народного хозяйства значительно возросли объемы сельскохозяйственного и промышленного производства, строительства, началось освоение целинных земель. В середине 1950-х годов выпуск отечественных автомобилей превзошел довоенный уровень в 2,5 раза. Остро встали вопросы предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
В этих условиях повышается роль министерств и ведомств, местных органов исполнительной власти в осуществлении мероприятий по борьбе с аварийностью на автомобильном транспорте. С ГАИ МВД СССР снимается часть функций организационно-хозяйственного характера. В ее состав включаются ОРУДы. Вводятся в действие единые в стране правила дорожного движения. Одновременно активизируется работа общественных формирований. Так, в автопредприятиях создаются комиссии общественного контроля за техническим состоянием подвижного состава, специализированные добровольные народные дружины.
В конце 1960-х и начале 1970-х годов, когда Волжский автозавод приступил к массовому производству легковых автомобилей, именно ГАИ приняла на себя главную тяжесть борьбы с возросшим количеством дорожно-транспортных происшествий. В этот период произошли качественные изменения в организации и деятельности службы. В целях специализации по отдельным направлениям работы в ее составе образуются строевые подразделения дорожно-патрульной службы, подразделения по организации дорожного движения, диагностические станции для проведения государственного технического осмотра транспортных средств, межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы, монтажно-эксплуатационные предприятия по внедрению технических средств организации дорожного движения.
Значительно укрепилась техническая база ГАИ. В частности, при надзоре за дорожным движением стали применяться радиолокационные измерители скорости транспортных средств, вертолеты и патрульно-санитарные автомобили, на месте дорожно-транспортных происшествий использовались стереосъемка и аварийно-спасательное оборудование, организовано серийное производство аппаратуры для программированного приема экзаменов по правилам дорожного движения.
В начале 1990-х годов произошло резкое увеличение количества автотранспортных средств и интенсивности их использования, обострилась криминальная обстановка в сфере дорожного движения. Эти обстоятельства продиктовали необходимость усиления контрольно-надзорной деятельности государственной инспекции. Решение данной задачи осуществлялось путем развертывания сети стационарных постов на автомобильных дорогах, укрупнения подразделений дорожно-патрульной службы, более жесткого применения мер административного воздействия за нарушение правил дорожного движения, создания федеральных компьютерных систем учета информации о похищенных транспортных средствах, введения более защищенных от подделки бланков водительских и регистрационных документов.
Сегодня перед ГАИ-ГИБДД поставлена задача выхода на новый уровень своего развития, который позволил бы обеспечить не только безопасность участников дорожного движения, но и защиту законности и правопорядка на улицах городов и дорогах страны.
Правила дорожного движения
Основным нормативным актом, регулирующим поведение участников дорожного движения, являются Правила дорожного движения. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров, регулировщика. Первые международные правила дорожного движения были приняты в Париже в 1909 г. Символы, которые использовались на знаках того времени, сохранились до сих пор. В 1931 г. в Женеве количество знаков регламентирующих дорожное движение увеличилось до 26 штук.
До второй мировой войны в различных странах мира действовали две основные системы дорожных знаков. Европейская система соответствовала Конвенции 1931 г. и была основана на применении символов. В англо-американской системе вместо символов использовались надписи. После окончания второй мировой войны, в 1949 г. в Женеве, была принята единая, для всех стран мира система Правил дорожного движения. Технический прогресс, серьезные изменения в автомобильной промышленности, улучшение технологии изготовления дорожного покрытия повлекли за собой и изменения в правилах дорожного движения. Так, в Советском Союзе они вносились в 1973, 1975, 1976, 1979, 1980, 1984, 1987, 1993, 2000 годах.
В 1975 г. появилось предписание об обязательном применении ремней безопасности, комплектации автомобилей медицинскими аптечками и огнетушителями. С 1976 г. введено ограничение скорости вне населённых пунктов до 90 км/ч для легковых автомобилей и междугородных автобусов и до 70 км/ч для грузовых автомобилей и мотоциклов. Несмотря на различные системы дорожного движении - правостороннее и левостороннее, отличия в системах исчисления - метрическая и дюймовая, все государства мира при разработке правил дорожного движения, руководствуются конвенциями ООН, призванными обеспечить максимальную безопасность передвижения транспортных средств.
История ГАИ-ГИБДД МВД по Республике Татарстан
Историю ГАИ-ГИБДД Татарстана начнем с рождения. Но не самой ГАИ, с даты рождения человека, роль которого трудно переоценить в становлении Госавтоинспекции. Это Филипп Филиппович Рудольф.
Сохранилась собственноручно написанная Ф. Рудольфом биография. Родился в 1892 году, 24 августа, в бывшей Самарской губернии. Происхождение - из крестьян-колонистов поволжских немцев. В 1911 году приехал в Казань и поступил практикантом в автомобильный гараж вятского купца Стародубцева. В итоге получил уникальную по тем временам профессию шофера-механика.
В 1915 году Ф. Рудольф был призван на военную службу. Попал на Турецкий фронт в г. Эрзерум. Служил водителем грузовой машины и автобуса. Демобилизовался в г. Тифлисе и в 1918 году вернулся в Казань. Женился, родилась дочь.
По прибытии поступил вольнонаемным шофером в Казанский городской Совет народных комиссаров. Работал в местном отделении Дорожного транспорта инспектором по транспорту и дорожному строительству. Оттуда в Татдортранс и в Управление рабоче-крестьянской милиции, а точнее - в автоинспекцию.
С именем Филиппа Рудольфа связана установка первого светофора на углу улиц Баумана и Чернышевского, разработка Правил дорожного движения, открытие в Казани, возможно первого в России, автодорожного техникума.
Дальнейшее развитие автомототранспорта потребовало обеспечить безопасность движения на более высоком уровне. У тогдашней ГАИ, находившейся в системе Татарского ЦУМТа (Центральное управление местного транспорта), возникали проблемы, решить которые у нее не хватало полномочий.
В конце 1934 года решением Правительства СССР были создана Главная Государственная автоинспекция с соответствующими органами на местах. «Дело это для наших органов новое, чрезвычайно важное и ответственное. Автомобильный транспорт в ряде хозяйств находится в безобразном состоянии, количество разбитых и ожидающих ремонта машин часто превышает количество ходовых машин. В значительной мере это объясняется тем, что в автохозяйствах руль автомашины доверяется горе - шоферам, не имеющим должной подготовки, а квалификационные комиссии зачастую выдают водительские права без проверки».
(Выписка из приказа № 111. 3 апреля 1936 года, г. Москва).
Первый водитель республики Ф.Ф. Рудольф, по сохранившимся архивным документам, в 1935 году, при образовании в системе Цудортранса Госавтоинспекции, был назначен первым начальником Республиканской ГАИ. Впоследствии, при передаче Госавтоинспекции в систему НКВД, Рудольф был назначен председателем квалификационной комиссии ГАИ УРКМ УНКВД по Татарской Республике.
Ещё в 1920 году он написал письмо в отдел управления при Совете рабочих депутатов: «В виду того, что в настоящее время никакого порядка в езде не существует… Просим издать обязательное постановление о правилах езды, которую необходимо упорядочить, хотя бы даже пришлось ввести репрессивные меры».
2 сентября 1937 года Ф. Рудольф был репрессирован по нелепому обвинению в шпионаже и погиб в в лагере.
В марте 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР передал ГАИ в состав Главного управления рабоче-крестьянской милиции, а 3 июля того же года было утверждено Положение о Госавтоинспекции.
Первым начальником ГАИ в системе НКВД в 1936 году был назначен Александр Порфирьевич Макаров.
К сожалению, подробности деятельности этого незаурядного человека, первого начальника ГАИ Татарии, возглавлявшего службу до 1939 года в результате многочисленных кадровых перестановок не сохранились.
Накануне Великой Отечественной войны Госавтоинспекция Татарии жила общими заботами страны, обеспечивая безопасность при перевозках пассажиров и народно-хозяйственных грузов. Военные операции на реке Халхин-Гол и озере Хасан, война с Финляндией заставляли корректировать приемы и методы работы, способствовали укреплению дисциплины. На финский фронт были мобилизованы вместе с водителями 14 автомобилей из Казани и 10 из Бугульмы, что составляло примерно восьмую часть всего автопарка республики.
Страна готовилась к большой войне. Велась подготовка водителей к работе в условиях военного времени. Каждый гражданский шофер должен был обрести навыки движения в колонне, знать флажковую сигнализацию, уметь ездить ночью с затемненными или потушенными фарами, уметь маскировать автомобиль. Практически вся учебная и организационная нагрузка легла на плечи Госавтоинспекции.
В эти годы ГАИ Управления милиции ТАССР возглавил соратник Ф.Ф. Рудольфа - Энвер Идрисович Исмагилов.
Э.И. Исмагилов родился 25 октября 1912 года в Казани. Окончив фабрично-заводскую школу - семилетку, трудовую биографию начал с работы слесарем на заводе им. В.И. Ленина.
К 1935 году выучился на техника-механика автомобильного транспорта. По распределению попал в Татдортранс, был назначен преподавателем специальных дисциплин автошколы. Буквально через несколько месяцев был утвержден директором этой школы.
Энергичный и принципиальный, профессионально подготовленный человек - Э. Исмагилов в 1940 году был назначен начальником Госавтоинспекции и проработал в этой должности всю войну.
В годы войны ГАИ боролась с порожними пробегами. На выездах из городов, по трактам регулярного движения были установлены контрольные посты. Здесь в принудительном порядке загружали автомобили, следующие в попутном направлении независимо от их ведомственной принадлежности.
Отгремела война. Бывшие фронтовики приступили к мирному труду. Первая послевоенная пятилетка была временем восстановления и созидания. Росли объемы пассажирских и грузовых перевозок.
В начале 50-х годов в Казани насчитывалось 11 тысяч автомобилей. Светофоры управлялись вручную из будки постового. И было их всего два: на перекрестках улиц Горького-Пушкина и Баумана-Пионерской (теперь улица Чернышевского).
Весь парк казанской ГАИ состоял тогда из одного ГАЗ-51 и пары мотоциклов «Харлей-Дэвидсон». Так что службу несли в пешем порядке, а на посту, как правило, дежурили по одному человеку.
С 1951 по 1958 год Госавтоинспекцией Татарии руководил Петр Георгиевич Косолапов.
Родился 2 июня 1912 года в деревне Филимоново Уржумского района Кировской области. Член КПСС с 1940 года. В 1948 году закончил республиканскую совпартшколу при Татарском обкоме партии. Окончил Свердловский автомеханический техникум. В сентябре 1941 года ушел на фронт. Демобилизовался в августе 1945 года. Награжден медалями.
С 10 февраля 1958 года Госавтоинспекцию республики возглавил Габдрахман Султанович Уразманов.
Год рождения 1911. В системе ГАИ Управления рабоче-крестьянской милиции Татарской Республики с 1 июня 1936 года. С 15 июня 1937 года по 15 марта 1942 года на партийной работе. Ушёл с занимаемой должности 16 июля 1963 года в звании майора милиции.
По инициативе Г.С. Уразманова был проведен первый месячник по безопасности дорожного движения.. Судя по архивным документам, с приходом Габдрахмана Султановича Госавтоинспекция стала активно опираться в своей работе на помощь общественных инспекторов движения, членов добровольных народных дружин.
В 1963 году на должность начальника ГАИ республики назначен Ефим Романович Федоров. За четыре года работы добился введения во всех автохозяйствах должности - инженер по безопасности дорожного движения.
В 1967 году аппарат Госавтоинспекции Татарии возглавил Алексей Иванович Парамонов.
По специальности - юрист. 1949-1951 годы - адвокат Минюста. В 1951 -1954 гг. народный судья в Октябрьском районе республики. 1957 год - член Верховного суда. 1957-1960 гг. старший эксперт-криминалист МВД.
1960-1967 гг. - начальник Зеленодольского ГРОВД. Будучи начальником Зеленодольского ГРОВД, депутатом горсовета, членом исполкома, ежегодно добивался выделения квартир личному составу. 1967-1975 гг. начальник ОГАИ МВД республики.
После 1975 года Алексей Иванович работал в Госавтоинспекции МВД СССР в Москве. При нем союзное ГАИ было преобразовано в Главное управление ГАИ. Более того, работая в штабе ГУ ГАИ, лично разработал основные пункты Положения Госавтоинспекции.
Прошел путь от лейтенанта до полковника. Завершил карьеру начальником штаба ГУ ГАИ.
В январе 1975 года у штурвала ГАИ республики встал Рафаэль Мирзахасанович Туктаров.
Родился 22 августа 1931 года в Алексеевском районе ТАССР. Закончил Чистопольский техникум механизации сельского хозяйства, затем училище войск МВД. С 1951 по 1956 год в войсках МВД. Работал секретарем парткома треста Альметьевскнефтестрой. В 1961 году закончил Казанскую высшую партшколу, работал заведующим организационного отдела Альметьевского ГК КПСС. С 1963 года - инструктор, затем - заведующий отделом обкома КПСС. Окончил Казанский финансовый институт.
Полковник милиции. Награжден орденами «Знак почета», «За трудовое отличие», и десятью медалями. Организовал знаменитый взвод вертолетного патрулирования. В работе использовал принцип уважения достоинства каждого сотрудника.
Начало новейшей истории
С середины семидесятых годов в истории ГАИ Татарии начался качественно новый созидательный период. Стремительное развитие автомобилизации населения, технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства, расширение инфраструктуры городов и районов республики ставили перед государственной автомобильной инспекцией абсолютно новые, масштабные организационные задачи. Без преувеличения конец 70-х начало 80-х можно считать временем создания основ современной структуры службы.
Рассказывает ветеран инспекции, начальник отдела ГАИ МВД РТ подполковник милиции в отставке Рафаэль Мирзахасанович Туктаров.
Пост начальника отдела я занял в январе 1975 года. Первое впечатление от знакомства с новым местом работы было удручающее - вчерашний день. Во всем! Нет нормальных условий работы. Дороги республики бесконтрольны. Организация движения даже в столице практически отсутствует. Работа с гражданами налажена из рук вон плохо. Если бы за моими плечами не было опыта военно-политического училища войск МВД, службы в армии, работы в системе МВД и в должности заместителя начальника транспортного отдела обкома партии, наверное, я бы спасовал.
Пришлось решительно браться за дело. Первым делом вместе с заместителями подробно обсудили положение, наметили план работы, распределили ответственность. В короткие сроки создали одно из первых в системе ГАИ специализированное монтажно-эксплуатационное управление СМЭУ, в ведение которого поставили все проблемы связанные с обеспечением техническими средствами организации дорожного движения. Обновили и расширили светофорное хозяйство, заменили все дорожные знаки. До 1975 года в Казани было всего 12 светофоров, да и те с крайне ненадежным открытым проводным подключением. Не было ни одного дорожного знака соответствующего требованиям ГОСТа - улицы "украшали" самодельные разнокалиберные изделия. Впервые по всему городу нанесли настоящую дорожную разметку: осевые, пешеходные "зебры", парковки.
Кстати, установленные тогда нами светофоры и сейчас работают безотказно. Пионерами мы были в использовании подсветки знаков, установке указателей и в применении для разметки дорог износостойкого термопластика - такая разметка выдерживала без обновления два-три года.
Не могу не отметить, что работу СМЭУ ГАИ мы доверили организовать талантливому, уникально инициативному человеку - Борису Павловичу Румянцеву. Его коллективу удалось не только совершить настоящий прорыв в обустройстве дорог и улиц городов республики, но и развить структуру предприятия до уровня практически треста. По объемам работ, по оснащению. Был создан внушительный парк техники, построено здание, приобретено оборудование.
В 1985 году наше СМЭУ заняло первое место в Союзе. Два года подряд мы уверенно держали переходящее Красное Знамя МВД СССР. А это, я вам скажу, заслужить было далеко не просто...
Еще одна проблема, с которой мне пришлось столкнуться в самом начале работы, было огромное количество жалоб со стороны граждан сдающих водительские экзамены. Проверка теоретических знаний выполнялась устно или на листках бумаги. Естественно, это порождало многочисленные споры и субъективизм в оценке. Мы решили внедрить автоматизированную систему приема экзаменов. Не без труда проблему технического оснащения удалось решить в кратчайшие сроки. Я сам ездил на оборонный завод в Киров и пробивал поставки оборудования. Если бы я пошел обычным тогда путем - ждал разнарядки из Москвы, еще лет десять билеты и ответы писались бы на бумажках.
Буквально в течение 2-3 лет во всех крупных регистрационно-экзаменационных отделах республики были установлены системы "Вятка". Качество и объективность оценки знаний Правил дорожного движения вышли на безупречный уровень. Жалобы просто иссякли. Проблема была снята.
Кстати, в Казани новую систему мы ставили в новом помещении. При самой активной поддержке тогдашнего министра МВД Салиха Залялетдиновича Япеева мне удалось заполучить целый этаж в строившемся здании Вахитовского РОВД. Интересный факт того времени: строить административные здания было вообще запрещено! Только жилье и объекты соцкультбыта. Отдел милиции строился как... общежитие. И тогда существовали свои трудности, приходилось проявлять настоящие чудеса житейской изворотливости.
Следующий наиболее, на мой взгляд, существенный вопрос, в решении которого мне довелось принять участие, было создание строевых подразделений ГАИ - дорожно-патрульной службы. Подразделения ГАИ тогда были по всей республике, но численность личного состава были крайне мала. В городах - 10-15 человек, в районах - 3-4. Улицы городов и особенно дороги республики, участки трасс союзного значения были практически бесконтрольны. Идею создания ДПС поддержал работавший тогда председателем Совмина республики Гумер Исмагилович Усманов. Вместе с ним нам удалось решить фантастическую по тем временам проблему: выбить средства для создания штата сотрудников и технического оснащения ДПС из союзного бюджета в бюджет Российской Федерации и затем в республику.
Сначала сам Гумер Исмагилович выпросил в Москве обеспечение под 50 человек, потом уже я ездил и продолжал его почин. Таким образом, за несколько лет нам удалось создать строевые подразделения ГАИ во всех городах. При этом техническое обеспечение мы изначально стремились проводить на возможно более высоком уровне. Сотрудники ДПС получили в свое распоряжение новейшие приборы, снаряжение, лучшие тогда марки автомобилей: "Жигули", "Волга". Кстати, очень отрадно отмечать, что сегодня эта поставленная нами высокая планка оснащения ДПС нынешним руководством Управления ГИБДД поднята еще выше.
Создавая строевые подразделения мы учли и то, что нужно обеспечить безопасность движения не только в городах, но и на дорогах Татарии. Впервые мы сформировали дивизион ДПС при ГАИ республики. Три взвода дивизиона взяли под ежедневный контроль дороги и участки трасс союзного значения по всей территории Татарии.
В этом благом деле мы пошли и дальше - создали вертолетный взвод. Обошлось это не дешево, но эффект от работы воздушного патруля превзошел все ожидания. Теперь звук мотора любого пролетавшего над дорогой самолета или вертолета укрощал лихачей не хуже тысячи инспекторов с жезлами.
Интересный факт того времени: деньги на содержание вертолетчиков, на техническое обеспечение ДПС мы получали от... Госстраха! Сумели со страховщиками наладить плодотворное взаимовыгодное, конечно, сотрудничество. Фонда Безопасности дорожного движения у нас же тогда не было...
Сегодня я могу уверенно сказать, что выполненные тогда задачи приносили свои плоды. За восемь лет моей работы количество погибших на дорогах республики сократилось на 100 человек. Согласитесь, ради этого стоило работать. Причем, я могу поручиться за эти цифры, потому что сам, с приходом на пост начальника, начал жесткую борьбу с практикой манипулирования статистикой дорожно-транспортных происшествий. Лично выезжал в районы, проверял данные по документам больниц и травмпунктов, выявлял и жестко наказывал начальников ГАИ - любителей "оптимистичных" отчетов.
Пришлось мне и основательно поработать с дорожниками. Я всегда был и сейчас убежден в том, что без нормального рабочего места водителя - дороги, требовать от него культуры езды невозможно. А хороших дорог тогда не было. Более того, в Казани катастрофически не хватало нормальных улиц. Простой пример: при мне строился район "Горки", а улица Гвардейская упиралась в стоящие поперек кирпичные дома. Не было выхода на Зорге, да и самой Зорге не было. Спуски на Оренбургский тракт были только по Даурской и Мавлютова. Буквально каждое утро моего заместителя начиналось с ликвидации заторов на Ленинском и Кировском мосту! Проспект Победы не соединялся с Оренбургским трактом, не было развязки на выходе из города в сторону Набережных Челнов.
Мы сумели решать и эти сложнейшие проблемы. К прокладке междугородних трасс подключили нефтяников. Обеспечили "Горки" улицами. Настояли на проекте и обеспечили строительство на пересечении улицы Космонавтов и Южной магистрали именно двухуровневой, безопасной, современной развязки. Продвинули строительство третьей транспортной дамбы. Развязку в районе завода ЭВМ продлили в сторону Азино. Город буквально вздохнул полной грудью. Даже просто перечислить сделанное по дорогам трудно, а как трудно все это было выполнять, изыскивать финансирование, пробивать проекты.
Еще одной важной вехой своей работы с законной, опять же, гордостью считаю строительство гаража и нового здания ГАИ республики. Я уже отмечал, что подобное строительство не допускалось. Но нас, как всегда, поддержало руководство республики. Что такое капитальное строительство и чего оно стоит, я знаю не понаслышке. Поэтому с доброй завистью смотрю на успехи нынешнего руководства ГИБДД Татарстана на этом поприще. Масштабы впечатляющие. Построить в нынешних сложнейших экономических условиях целый комплекс новых зданий, лучшую в России станцию гостехосмотра, собственный учебный центр - это просто чудо! О таком продолжении начатых нами дел, мы ветераны и не мечтали.
И, пожалуй, последнее, о чем я всегда вспоминаю с особой гордостью - это работа с кадрами ГАИ. Едва вступив в должность начальника отдела, перед всем аппаратом я поставил задачу - учиться. Трудно поверить, но к 1975 году в руководстве ГАИ было всего три сотрудника с высшим образованием! Это - из 35 человек центрального аппарата! С таким потенциалом строить новую службу было невозможно. И практически все меня поняли правильно. Административная служба пошла учится в филиал московского юридического института, технари - на факультет механизации в сельхозинститут.
При этом я начал собирать и молодые кадры. В ГАИ пришли выпускники КИСИ, автофакультета КАИ и даже мехмата КГУ. Я лично встречался с ректорами и просил дать распределение в ГАИ самым лучшим ребятам. Службы начали пополняться кадрами настоящих специалистов: энергичными технарями, электронщиками, дорожниками, юристами. Мне очень приятно видеть, что и это мое начинание сегодня получило широчайшее развитие. С такими кадрами, как в нынешнем аппарате Управления ГИБДД МВД Татарстана можно решать задачи любой сложности...
В качестве доброй шутки вспоминаю, как меня критиковал тогдашний министр МВД Сергей Иванович Кирилов: "Ты прекрати милицию дискредитировать, а то взял, понимаешь, моду призывать своих орлов: забудьте милицейские замашки". Действительно, было такое. Но я, воспитывая подобным образом своих инспекторов, имел ввиду лишь ту дорогую нашу привилегию, что мы - сотрудники ГАИ, в отличие от наших коллег, общаемся не с преступниками, а с нормальными гражданами, порядочными людьми. И в их глазах должны всегда выглядеть самым достойным образом. Для многих тысяч сограждан именно сотрудник ГАИ олицетворяет всю милицию. А это - огромная ответственность. С величайшим удовлетворением отмечаю, что сегодня опять, как это было в мое время, руководством МВД, взят курс на то, что инспектор, работающий на дороге, должен обязательно иметь офицерское звание.
Служебная деятельность Рафаэля Мирзахасановича вся без исключений вошла в летопись истории Государственной Автомобильной Инспекции. Крохотной ее частью в масштабе страны, но заметной вехой у нас в Татарстане. Свое напутствие нынешним коллегам подполковник Туктаров сформулировал коротко, но емко: главное, за что нужно бороться руководству ГАИ: хорошие дороги, крепкая материальная база и профессиональные кадры. Без этих трех составляющих службы безопасности на дорогах не будет.
С 1985 года по 1992 год отделом ГАИ МВД ТАССР руководил Ринат Хайдарович Камалов.
Родился 25 июня 1938 года. В 1967 году закончил юридический факультет Казанского государственного университета, а в 1980 году - Академию МВД РТ. Заслуженный работник МВД РТ, заслуженный работник автотранспорта ТАССР, Полковник милиции.
Около трех лет возглавлял ГАИ г. Казани. Коллеги по работе ценили его принципиальность, профессионализм, преданность делу. При нем началось внедрение ЭВМ в подразделениях Госавтоинспекции, был построен Нижнекамский автогородок, созданы платные стоянки автотранспорта как эффективное средство борьбы с угонами, открылись КПМ на городских выездах-въездах, было положено начало систематическому освещению проблем безопасности дорожного движения в прессе, на радио и телевидении.
В эти годы Госавтоинспекция выполняла свои обязанности в соответствии с Указами Президиума Верховного Совета СССР: от 15 марта 1983 года «Об административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения», от мая 1985 года «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», от 23 мая 1985 года «Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов».
В 1990 по 1992 год отдел ГАИ МВД Татарстана возглавлял Иван Мубаракович Гафуров.
Родился 7 сентября 1948 года, законил Львовскую спецшколу уголовнго розыск и Академию МВД СССР. В ОВД - с 1969 года. Воглавлял Арский МВД РОД и Зеленодольский ГРОВД, принимвл участие боевых действиях в 1980-1981 годах в республике Афганистан. Награжден десятью медалями и другими правительственными наградами.
Активно боролся против вязточничества. Уделял внимание личной безопасности сотрудников во время дежурства. В начале 90-х годов для сотрудников дополнительно были закуплены бронежилеты, обновилось табельное оружие. Новый толчок получила пропаганда Правил движения. В частности, бы снят документальный фильм для киноальманаха "На Волге широкой" о нелегкой службе работников Госавтоинспекции.
Вспоминает И.М. Гафуров:
- Чтобы усилить контроль за движением, формируется трассовый взвод, автопарк ГАИ обновляется новыми скоростными машинами. Посты "Рубеж" оснащались персональными компьютерами, приобреталась видеотехника. Такие посты перекрывали городские въезды-выезды. Например, у моста через Волгу, возле Нижнекамской ГЭС… Дежурили там не только автоинспекторы, но и оперативники МВД.
Схватка на посту
23 декабря 1992 года старшина милиции Валерий Кусакин и рядовой Алексей Потанин заступили на суточное дежурство на КПМ у Боровецкого моста на окраине г. Набережные Челны.
Около пяти часов утра на пост было совершено разбойное нападение. Потанин дежурил на улице. Преступники несколько раз ударили его по голове, а затем ворвались в помещение поста и напали на Кусакина. нанесли несколько ударов молотком по голове. Забрав табельное оружие, пистолет ПМ, преступники скрылись.
Истекая кровью, Валерий Кусакин передал по радио о нападении на пост. Через несколько часов Валерий Кусакин от полученных травм скончалсяч, Алексей Потанин выжил.
Указом Президента инспектор ДПС ГАИ старшина милиции Валерий Кусакин награжден орденом "За личное мужество" посмертно.
В 1992 году Управление ГАИ МВД РТ возглавил Азат Гумерович Усманов.
Родился 31 марта 1945 года в селе Тат. Багана Чистопольского раойна Республики Татарстан.
Закончил Васильевский автотранспортный техникум, затем юридический факультет Казанского университета. В системе МВД с 1965 года. Работал инспектором ГАИ, в течении 15 лет - начальником отделения ГАИ Высокорского раойна.
В аттестации имеется, в частности, такая запись: "Большой вклад т. Усманов А.Г. внес в улучшение материально-технической базы Госавтоинспекции.
«Я люблю повторять: у водителя должно быть четыре глаза. Один - впереди, два по бокам, и четвертый на затылке»…
… «В нашей работе со слабыми нервами делать нечего. Мы знаем, чему служим, за что получаем народные деньги. Если работаешь в рамках закона, не надо оглядываться назад, только - вперед!».
… «Культура вождения напрямую связана с понятием общей культуры. Той самой, которая прививается с детства. «Крутой» стиль вождения это не очередной казанский феномен. Это явление социальное. Я за ужесточение ответственности правонарушителя. Нужны радикальные методы защиты честных граждан от криминала».
В 1997 после шести лет безупречной напряженной работы полковник Усманов ушел на заслуженный отдых.
С 1997 года по настоящее время руководство УГИБДД МВД РТ возглавляет полковник милиции Рифкат Нургалиевич Минниханов.
В 1977 году закончил с отличием Казанское высшее военное инженерное училище. Проходил службу в группе войск в Германии. Вернувшись в Казань, преподавал в родном училище, в 1989 году закончил адъюнктуру, защитил кандидатскую диссертацию. С 1992 года - заместитель начальника УГАИ МВД РТ, а в 1997 году возглавил республиканское Управление ГАИ. Награжден орденом «Мужества». В 2000 году защитил докторскую диссертацию по теме "Использование технологий открытых систем при создании и эксплуатации распределенных информационных систем специального назначения (на примере РИС ГИБДД МВД РТ)".
На новых рубежах защиты прав и интересов участников дорожного движения.
Прошедшие в условиях бурных экономических и социальных реформ 90-е годы отметились рядом прорывных решений по сохранению и повышению результативности контрольно-надзорных функций Госавтоинспекции и формированию уникальной для регионов России комплексной системы профилактики аварийности, бандитизма и экономических преступлений на дорогах.
Благодаря активной поддержке руководства республики в условиях жесточайшего дефицита финансирования удалось решить такие жизненно важные для службы вопросы как: обновление парка патрульных автомобилей и обеспечение ГСМ, приобретение необходимого снаряжения и измерительных приборов, компьютеров и оргтехники, строительство стационарных контрольных постов милиции федеральной заградительной системы на основных транспортных магистралях.
Без ложной скромности можно считать, что созданный в середине 90-х решением Президента и правительства Республики Татарстан Фонд безопасности дорожного движения (сегодня - ГКУ «Дирекция финансирования научных и образовательных программ безопасности дорожного движения Республики Татарстан) стал первым в Российской Федерации эффективным финансовым инструментом реализации государственной политики в области дорожного движения. Основным итогом десятилетнего этапа работы по формированию материально-технической базы профилактики аварийности и дорожно-транспортного травматизма стало начало реализации в 2002 году программы «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2002-2010 годы».
Учеными и специалистами созданного в 1997 году в Татарстане первого в России академического учреждения в сфере безопасности - Научного центра безопасности жизнедеятельности был разработан и внедрен региональный стандарт непрерывного обучения детей и взрослых правилам и практическим навыкам безопасного движения.
Конец 90-х - начало 2000-х годов отметились организационным реформированием самой службы. Изменение исторического названия - Государственная автомобильная инспекция на - Государственная инспекция безопасности дорожного движения, утвержденное Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года, главной задачей службы определило «защиту законных прав и интересов участников дорожного движения». Новое содержание получили основные контрольно-надзорные функции Госавтоинспекции.
Ставка была сделана на широкое внедрение передовой компьютерной техники, разработку информационных систем, сетевых коммуникаций, автоматизированных технологий контроля и учета транспортных средств, повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников. В республике была разработана и внедрена Региональная информационная система Госавтоинспекции. Приняв в июле 1998 года Закон «Об административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, эксплуатации транспорта, содержания улично-дорожной сети и технических средств организации движения», обобщивший накопленный в Татарстане опыт применения жестких санкции за умышленные нарушения правил дорожного движения, республика внесла свой вклад в реализацию Указа Президента РФ от 15.06.1998 г. №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».
В дальнейшем практика активного участия в разработке предложений по модернизации административного законодательства в области дорожного движения, актуализации технических регламентов, в выборе и тестировании передовых технологий и приборов стала отличительной чертой руководства ГИБДД МВД по Республике Татарстан.
Профессиональную подготовку и повышение квалификации сотрудников Госавтоинспекции республики обеспечивал созданный в г. Набережные Челны Учебный центр ГИБДД МВД по Республике Татарстан.
Заслуженной оценкой материально-технического, методического, кадрового потенциала центра и успехов его выпускников на Всероссийских конкурсах профессионального мастерства сотрудников ГИБДД стало получение в 2011 году федерального статуса - Центр стал филиалом Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.
Процесс реформирования службы отметился в республике и решительными действиями по совершенствованию условий службы и быта сотрудников Госавтоинспекции.
Начиная с 1997 года в республике построены и сданы в эксплуатацию десятки объектов. В их числе: административные здания и помещения районных подразделений, современный административный комплекс Управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан, Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений, здание и открытая площадка приема квалификационных экзаменов на получение права управления транспортными средствами всех категорий, современный спортивный комплекс и стадион, многоуровневый паркинг для служебного и личного автотранспорта, три многоквартирных жилых дома. Свыше 500 семей сотрудников и ветеранов службы были обеспечены квартирами, получили возможность улучшить жилищные условия.
Первой серьезной проверкой профессиональной зрелости ГИБДД МВД по Республики Татарстан стало обеспечение безопасности дорожного движения и правопорядка в период проведения летом 2005 года массовых мероприятий, посвященных 1000-летию Казани. В дни подготовки и проведения торжеств международного уровня Госавтоинспекция Татарстан продемонстрировала высочайший уровень слаженности, организационной и технической готовности к выполнению функциональных обязанностей в беспрецедентных для республики условиях.
Осуществленные в период подготовки Всемирной летней Универсиады 2013 года и Чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года: модернизация уличной сети Казани и основных транспортных магистралей федерального и республиканского значения, строительство современных спортивных сооружений, гостиничных, торгово-развлекательных комплексов, объектов туристического сервиса, пассажирских и грузовых терминалов, отвечающих международным требованиям безопасности, а также опережающие среди регионов Приволжского федерального округа темпы роста количества и качества автотранспорта, потребовали масштабного внедрения автоматизированных технологий организации и управления трафиком, контроля участников дорожного движения и надзора за выполнением требований и норм безопасной эксплуатации транспорта и дорог.
Проявленные инициатива и высокая результативность освоения современных автоматизированных технологий контроля дорожного движения предопределили выбор республики в качестве полигона тестирования и внедрения перспективных систем фиксации нарушений ПДД, интегрированных комплексов весогабаритного контроля, мониторинга проезжающего транспорта, обеспечения платного использования улично-дорожной сети, информационного взаимодействия правоохранительных, следственных и судебных органов по идентификации транспортных средств и лиц, находящихся в розыске.
В 2014 году арсенал технических средств Госавтоинспекции пополнился пассивной - неизлучающей системой, обеспечивающей фиксацию фактов превышения установленного скоростного режима на протяженных участках улично-дорожной сети. Практика использования приборов, работа которых не определяется радар-детекторами, показала, что система вынуждает водителей соблюдать разрешенную скорость в аварийно-опасных зонах, кардинально снижает риск совершения ДТП с тяжелыми последствиями, позволяет оптимизировать затраты на приобретение, установку и обслуживание приборов.
В целом под контролем автоматических приборов различных систем находятся более 1900 полос движения на улицах городов и автодорогах республики. Это самый высокий среди регионов показатель активности применения автоматизированных технологий в профилактике нарушений правил дорожного движения.
Для обработки фото- и видео данных о нарушениях ПДД на дорогах республики, зафиксированных в автоматическом режиме, в ГИБДД МВД по Республике Татарстан создан единый Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений. Ежегодный объем формируемых сотрудниками Центра постановлений о наложении штрафов превышает 3 миллиона, что составляет почти 70% общего количества выявленных нарушений ПДД. Здесь же в автоматическом режиме формируются почтовые отправления постановлений и электронные уведомления о наличии штрафов и задолженностей по уплате.
Проведенные в республике в 2013 году НИОКР и практические испытания в 2014 и 2015 годах системы радиочастотной идентификации государственных регистрационных знаков транспортных средств показали результативность распознавания 97%, что значительно превосходит возможности оптических приборов, подверженных влиянию погодных и установочных факторов, и открывает широкие перспективы комплексного использования автоматических приборов для контроля правопорядка и безопасности на дорогах - фиксации нарушений ПДД, обнаружения транспортных средств и лиц, находящихся в розыске.
В столице республики успешно действует и развивается адаптивная автоматизированная система управления трафиком, обеспечивающая приоритет движения по выделенным полосам транспорта общего пользования и оперативных служб, построенная на программно-аппаратной платформе с высоким потенциалом наращивания возможностей. Под ее управлением находятся 130 перекрестков на основных городских магистралях. Полученные результаты свидетельствуют, что с введением адаптивного режима управления интенсивными транспортными потоками пропускная способность повышается до 25%.
Перспективным направлением развития АСУДД как функционального элемента интеллектуальной транспортной системы является создание мобильных приложений, реализующих возможности активного информационного взаимодействия транспортных средств с объектами управления движением. Аналогов системы адаптивного управления трафиком в российских городах еще нет.
В целях обеспечения безопасности пассажиров все транспортные средства, осуществляющие перевозки по межмуниципальным маршрутам и перевозку детей: школьные автобусы, автобусы детских спортивно-юношеских школ, а также учреждений дополнительного образования, оснащаются навигационным оборудованием, комплектом громкой связи и тревожной кнопкой, и также подключаются к системе «ГЛОНАСС+112».
Осуществляется круглосуточная диспетчеризация. Транспортное средство не доступное в системе не допускается к выходу на маршрут. Ежедневно формируется отчетность: по скоростным нарушениям, по отклонениям от расписания, по сходу с маршрута.
В Татарстане успешно проведены испытания интегрированной автоматической системы, позволяющей выполнять весовой и габаритный контроль транспортных средств в движении, мониторинг трафика, фиксацию нарушений ПДД, идентификацию транспортных средств и лиц, находящихся в розыске, автоматический расчет и взимание компенсационных платежей за проезд по дорогам общего пользования грузовых автомобилей с разрешенной массой свыше 12 тонн. Система повышает пропускную способность грузовых потоков от 30 до 50%.
Широкое внедрение прогрессивных технологий управления и контроля дорожного движения, оснащение сотрудников ГИБДД и участковых уполномоченных полиции, мобильными программно-аппаратными комплексами «АРМ инспектор ДПС», информационное взаимодействие с федеральной службой судебных приставов по взысканию административных штрафов, действующие на основных магистралях табло путевой информации, электронное информирование участников дорожного движения о совершенных нарушениях ПДД, прием уведомлений граждан о фактах парковки на тротуарах, движения по полосам транспорта общего пользования, проезда на запрещающий сигнал светофор, непредоставления преимущества пешеходам, парковки на местах для автомобилей граждан с ограниченными возможностями, зафиксированных с помощью общедоступного для владельцев смартфонов мобильного приложения «Народный инспектор», система электронной записи на регистрацию и сдачу квалификационных экзаменов - убедительно свидетельствуют об ориентации республики на современный уровень организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
Стратегические директивы работы Госавтоинспекции МВД России в части развития автоматизированной фиксации административных нарушений ПДД, контроля пассажирских и грузовых перевозок, обучения юных пешеходов и будущих водителей, совершенствования муниципальных программ организации дорожного движения определены в перечне поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина.
В ходе подготовки рабочей группой Государственного совета РФ, в которую входил начальник управления ГИБДД МВД по РТ полковник полиции Р.Н.Минниханов, предложений по внесению изменений в законодательство и дальнейшему совершенствованию контрольно-надзорной, образовательной, пропагандистской деятельности в области дорожного движения, учтены многие практические результаты и рекомендации, наработанные специалистами Управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан, в процессе реализации ключевых направлений целевых программ повышения безопасности дорожного движения на современном этапе.
УГИБДД МВД по РТ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев