Орден Мужества на его груди соседствует с медалью «За отвагу на пожаре»
Бой с огнём! В самом пекле. Они продолжали тушить огонь, даже когда вокруг стали рваться снаряды… Оказаться под градом рвущихся снарядов, но выполнить свою задачу. Вступать в бой с огнём, отвоёвывая у него жизни людей. Такое возможно и в наше мирное время. Жизнь Ильдара Исмагилова – тому подтверждение.
СПАСЕНИЯ РАДИ
Орден Мужества на его груди соседствует с медалью «За отвагу на пожаре». Медаль он получил за спасение человека.
– Горел деревянный дом. Соседи сбежались, сказали, что там внутри осталась бабушка – ветеран войны. Зашёл – она уже без сознания была, вытащил – всё нормально! – так коротко и буднично описывает свои действия Исмагилов, командир отделения пожарной части Агрыза. На деле, конечно же, каждый такой поступок связан с риском для жизни и требует особенных качеств. Но каких?
– Трезвый ум! – отвечает на этот вопрос Ильдар Анварович. – Прежде чем что‑то сделать, нужно оценить обстановку. Только в этом случае можно избежать жертв и большого ущерба. А рискуем мы все, ведь каждый пожар по-своему непредсказуем…
Один из самых непредсказуемых пожаров в его жизни произошёл ровно семь лет назад. «С ним мало что сравнится! На всю жизнь запомнил», – описывает Исмагилов ту страшную ночь со 2 на 3 июня 2011 года.
ЖИЗНЬ НА ПОРОХОВОЙ БОЧКЕ
Это был тихий летний вечер. Семья Исмагиловых собралась на кухне за чаем. Всё как обычно. Но вдруг горизонт окрасился красно-оранжевым заревом. «Беда!» – сразу же понял глава семейства и, хватая на бегу одежду, кинулся из дома…
Трагические события происходили всего в девяти километрах от Агрыза – в соседней Удмуртии. В селе Пугачёво, где располагался арсенал Минобороны. На складе с боеприпасами вспыхнул пожар. «Пекло!» – так ёмко потом характеризуют эту трагедию СМИ. Одним из первых на помощь – в то самое пекло – прибыл пожарный расчёт из татарстанского Агрыза, которым руководил Ильдар Исмагилов.
– Если честно, больше всего я тогда переживал за родной Агрыз, – признаётся сегодня Ильдар Анварович. – У нас же расположен важный железнодорожный узел, крупная сортировочная станция. Чего только не перевозят, например, составы с топливом. Один шальной снаряд – и трагедии не миновать!
КАНОНАДА НАД СЕЛОМ
«Мы взрываемся!» – кричали пугачёвцы, в панике выбегая на улицы. Над селом, в небе, горело и искрилось – совсем рядом гудел огненный шторм.
Навстречу Исмагилову выбежал командир воинской части: «Ребята, если пламя распространится, масштабы ЧП будут гигантскими!» Уже подъезжая к месту бедствия, Ильдар увидел повреждённую пожарную машину – солдаты пытались тушить пожар, когда их накрыло взрывной волной. В итоге почти все они были контужены.
Один из складов полыхал, но остальные ещё можно было уберечь от огня. К этому и приступили татарстанские пожарные. Развернули рукава, стали охлаждать соседний арсенал. Сделали! И вдруг оглушительный хлопок! Это в бушующем по соседству пламени стали взрываться снаряды.
К счастью, склады по периметру обнесены высоким земляным валом, чтобы направление взрывов, в случае ЧП, всегда было вертикальным. Но ребятам, что работали с рукавами около машины, хватило и этого – оглушило взрывной волной, контузило четверых.
– Я понял: началось самое страшное, нам здесь уже не справиться, – вспоминает те минуты Ильдар. – Собрал ребят, и мы отступили…
Тем временем на место трагедии из Ижевска прибыл сводный отряд пожарных. Решили также заехать внутрь. Исмагилов рванул с ними. Только въехали за первый КПП, прогремел ещё один взрыв.
– Ударная волна была настолько мощная, что парня, который упал неподалёку от меня, протащило по асфальту несколько метров. Всё полыхало, снаряды рвались, и нам снова пришлось отступить.
К счастью, подоспела подмога, в том числе с воздуха. Пожарный расчёт под руководством Исмагилова мог возвращаться домой. В Пугачёво они свою миссию выполнили, теперь им нужно было обеспечить дежурство на всех пожароопасных и стратегических объектах Агрыза. По пути из зоны бедствия помогали всем, кто в этом нуждался: контуженым солдатам, пожилым женщинам…
Принявшие на себя самый первый удар огня татарстанские пожарные были награждены за личное мужество и отвагу при исполнении служебного долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни. Командир отделения 101‑й пожарной части Федеральной противопожарной службы по РТ Ильдар Исмагилов был удостоен ордена Мужества.
БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ
Авария в Пугачёво была ужасной, но не самой пугающей в жизни Ильдара Анваровича. До сих пор он помнит события 1986 года. Тогда на Киришском нефтеперерабатывающем заводе в Ленинградской области загорелся резервуар, в котором находились 10 тысяч тонн бензина! Исмагилов только окончил пожарно-техническое училище – и сразу такое боевое крещение.
Пожар полыхал трое суток. Его площадь составляла почти 8 тысяч квадратных метров. Подобраться к резервуару сразу было невозможно. Пришлось даже сооружать специальную дамбу из песка и щебня. Работать пожарным приходилось стоя по грудь в воде, смешанной с бензином. Несколько раз горючие пары вспыхивали.
– Был там момент по-настоящему страшный, – вспоминает Ильдар Исмагилов. – Когда этот огромный резервуар с бензином загудел и затрясся. Я тогда подумал, что, если он не выдержит, столько народу погибнет!
– Неужели после такой аварии вам не расхотелось становиться пожарным?
– Нет. Я полюбил эту работу ещё больше. Наверное, это моя стихия, – говорит он.
В эту – свою – стихию Ильдар Исмагилов попал случайно. В восемнадцать лет загремел в армию – в пожарную часть. И началось!
СКВОЗЬ ПЛАМЯ И ВОДУ
К слову, когда прогремел первый взрыв в Пугачёво, майор Исмагилов был… в отставке. Месяц, как вышел на пенсию по выслуге – шутка ли, 28 лет службы! Но как вышел, так и зашёл: в первый же день своей пенсии Ильдар Анварович вернулся в родную пожарную часть на должность командира пожарного отделения, подписав трудовой договор. Причин, по которым так тянет его на опасную работу и заставляет каждую ночь спать рядом с включённым телефоном, две: любовь к пожарному делу, которая, однажды вспыхнув в его душе, не погасла до сих пор, и коллектив.
– Мы – одно целое, никогда друг друга не бросим. Для пожарного это не пустые слова. Говорят, что дружба познаётся в беде. Так и есть! Только у нас она познаётся ещё и в огне. Основное правило – в одиночку никуда! На пожаре всё должно быть под двойным контролем, ведь любая конструкция может запросто обрушиться.
Это правило Исмагилов усвоил ещё будучи курсантом. На одном из пожаров, который им пришлось тушить, повело крышу. Рухнул дымоход, мгновение – и один из молодых пожарных оказался под завалами кирпича. Лишь благодаря вовремя подоспевшей помощи остался жив.
…А в ту страшную ночь 2011 года пожарные из Агрыза действовали по уже отработанной схеме: до этого ребята проходили учения в самой войсковой части, непосредственно на складах.
– Каждый случай мы подробно прорабатываем, чтобы в будущем учесть все нюансы. Учимся и на чужих ошибках. Обязательно разбираем все крупные трагедии – такие, как пожар в казанском торговом центре «Адмирал» и кемеровской «Зимней вишне». Тренируемся, выезжая в школы и детские сады, чтобы знать, как лучше действовать, если, не дай бог, случится ЧП.
– А вне работы какие у вас взаимоотношения с огнём?
– Он меня успокаивает, – улыбается Исмагилов. – Люблю охоту и на природе посидеть у костра – это для меня особое удовольствие! От света и тепла огня душа согревается. И всё же я никогда не забываю, какая страшная в нём заключена сила.
Автор: Ольга Туманская / Фотограф: Екатерина Самсонова
Источник: protatarstan. ru
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев