Как определить, что ваш ребенок отстает в развитии
За последние 10-15 лет выросло количество детей с дисфункцией мозга.
Некоторые родители не сразу обнаруживают, что их ребенок имеет задержки в развитии. На что следует обращать внимание, чтобы вовремя обратиться к специалистам, рассказали эксперты.
Увеличилось количество детей с задержкой речи
Детский невролог Наиля Фахрутдинова говорит о том, что самым важным для развития ребенка является первый год жизни. Причины задержки развития имеют глубокие корни. Как протекала беременность у мамы? Не было ли у нее заболеваний, травм? Имеет ли она вредные привычки? Не работала ли она на вредном производстве? Причиной задержки развития ребенка могут быть и хромосомные причины. Важно и то, как проходили роды. В группе риска дети с экстремально низкой массой тела, у которых была внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах. Детский невролог говорит о том, что увеличилось количество детей с задержкой речевого развития. Речь - это важнейшая составляющая развития ребенка.
В 3 месяца ребенок начинает гуление, в 7-8 месяцев - лепетание, к первому году должен произносить 5-6 простых слов. От года до двух лет должен показывать картинки, части тела, слушать простые рассказы.
В 2 года формируется фразовая речь, например: «Мама, дай».
В 2-3 года ребенок должен понимать различия в смысле слов (маленький, большой).
В 3-4 года ребенок слышит и слушает родителей, телевизор, понимает простые слова (кто, что, где), может рассказать, что делал в садике.
В 4-5 лет понимает короткие рассказы, отвечает на вопросы, четко произносит звуки речи, общается с детьми.
"Сейчас много детей, которые в 3-5 лет очень плохо говорят. Причина в том, что когда ребенок капризничает, ему дают в руки смартфон или планшет, а не отвлекают традиционными играми", - говорит детский невролог.
Наиля Фархутдинова не рекомендует давать планшет или телефон ребенку до двух лет. С 2 до 3 лет ребенок может пользоваться им не более 30 минут в день, с трех до семи лет не более 45 минут в день.
Если вы заметили какие-то признаки в отставании у ребенка, следует вовремя обратиться к врачу неврологу. В формировании речи может понадобиться помощь психолога и психиатра, а для исправления дефектов речи следует обратиться к логопеду и дефектологу.
Многие дети выглядят очень уставшими
За последние 10-15 лет с 3 до 40 процентов выросло количество детей с дисфункцией мозга, цифры пугающие. Об этом рассказывает семейный психолог, нейропсихолог Елена Зобнина.
Мозг человека компенсируется до 20-ти лет, это значит, что даже если с ребенком не заниматься, то его мозг восстановится, но это в случае, если поражения были несерьезными. Одной из проблем современных детей она называет то, что их слишком много водят на различные курсы подготовки, «развивашки».
"До семи лет ребенку нужна игровая деятельность. А многие родители хотят, чтобы он и танцевать умел, и три языка знал. Ко мне часто приводят дошколят, которые в таком маленьком возрасте уже очень устали", - говорит она.
Кроме того, часто родители даже не подозревают о том, что у ребенка дисфункция мозга, в таком случае, обилие занятий вредит малышу, тут нужно проводить другую работу.
Начинать обучение в школе Елена Зобнина советует с 7 лет. Это время, когда готовность к школе у ребенка сформирована, поэтому, от 20 до 50 процентов шестилетних детей не могут спокойно усваивать школьную программу, что повышает риск возникновения психологических расстройств. И причиной неуспеваемости в школе часто бывает именно то, что они еще не достигли психологической готовности к обучению. "Перед родителями стоит задача понимать, когда, в какое время и чему учить ребенка. При этом, стандарты, которые сейчас существуют, уже устарели, ведь мозг современных детей работает иначе. А новых стандартов еще нет", - говорит специалист.
Чем позже диагностируются трудности обучения, тем менее эффективна коррекционная помощь. Доказано, что эффективность коррекционной работы с детьми, у которых сложности, резко снижается уже к середине начальной школы.
Нормы развития ребенка до года:
К 1 месяцу ребенок должен фиксировать взгляд, он реагирует на яркий свет и громкие звуки, может улыбаться.
В 2-3 месяца удерживает голову лежа на животе и вертикально.
В 3 месяца издает звуки, гуление, которое способствует закладке речи, поворачивает голову на звук, переворачивается со спинки на животик.
В 4 месяца берет игрушку в ручки, реагирует на источник звука.
В 5 месяцев отличает чужих людей от близких, реагирует на интонацию. В 6 месяцев начинает ползать, перекладывает игрушку из одной руки в другую, начинает лепетать, ест с ложки, зажимает еду губами.
В 6-7 месяцев садится, ползает на четвереньках, на вопрос: «Где?» быстро находит предметы.
В 7-8 месяцев самостоятельно садится. В 8 месяцев долго лепечет, повторяет слоги. В 9 месяцев встает у опоры, играет с игрушками, произносит слоги, повторяя за взрослыми.
В 1 год должен самостоятельно пойти.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев