Азат Нафиков был душой и сердцем "Сельхозтехники"
Светлой памяти руководителя
Раньше молодых специалистов, пришедших на работу в районное объединение «Сельхозтехника», определяли на квартиру к одинокой бабушке в Терсях, которую все звали Ак аби. Этот интеллигентный молодой человек, окончивший Казанский сельхозинститут, тоже жил у нашей соседки – Малики аби.
Перед работой молодой человек успевал почистить двор от снега, топил для бабушки печь, носил ей воду с колонки. Он относился к бабушке так трепетно, как к родной матери. Забегая вперед скажем, что и после женитьбы постоянно навещал ее и привозил гостинцы, ежегодно обеспечивал березовыми дровами.
Наш папа часто говорил: «Из это парня выйдет толк. Вот увидите, он будет начальником». Как в воду глядел. Азат НАФИКОВ, выросший в трудолюбивой семье салаушцев Габдулхая абыя и Сайды апы, добился многого своими знаниями, старанием. Не случайно руководитель объединения Марс Хасанов, переезжая в Казань, оставил молодого специалиста, работавшего сначала инженером-механиком, а затем заместителем управляющего по снабжению, вместо себя.
После авторитетного Марса Хусаиновича, который внес огромный вклад в развитие «Сельхозтехники», в создание комфортных условий для работников, Азату было нелегко начинать в должности управляющего. Но он старался изо всех сил, чтобы достойно продолжать установившиеся традиции.
Мы всегда обсуждали рабочие проблемы не только на работе, но и дома. Было много ночей, когда он не мог уснуть в поисках решений сложных проблем предприятия, на котором трудились более четырехсот человек. Говорю не потому, что я его жена. Действительно, за годы его руководства в «Сельхозтехнике» была проделана большая работа. Автотранспортное предприятие, ремонтная мастерская, депо по ремонту комбайнов, цеха техобслуживания тракторов и комбайнов, животноводческих ферм, металлоконструкций, кислородный цех... Все они обслуживали колхозы и совхозы круглый год. Территория «Сельхозтехники» напоминала муравейник. Кроме основных работ, в тот период началась газификация сел, на предприятии была построена газовая котельная. Когда она появилась, Азат решил построить большую теплицу. До сих пор сослуживцы с тоской вспоминают годы, когда в этой теплице, возглавляемой Розой Ксаметовой, даже зимой росли свежие огурцы.
Азат построил подсобное хозяйство, которое обеспечивало мясом и работников, и столовую предприятия. Внес большой вклад в строительство спорткомплекса, филиала Сарсак-Омгинской школы в Терсях. За эти старания он был удостоен звания «Отличник народного образования».
За годы руководства таким крупным объединением его заместители Рашит Абдуллин, Сирень Сибгатов, Иван Егоров, Нурулла Гарифуллин, главные инженеры Фарит Гильфанов, Габдрахман Саттаров, начальники цехов Ильфар Ханнанов, Юрий Коробейников, Фирдаус Башаров, Талгат Сабиров были опорой и единомышленниками во всем.
...К сожалению, ни Азата, ни «Сельхозтехники» уже нет. При встрече с коллегами воспоминания всегда уносят нас в те годы. Прошло уже четверть века, как Азата не стало, но нет дня, чтобы мы не вспоминали его. В этом году ему исполнилось бы 70 лет. Теперь лишь сыновья Айрат и Ильдар, дочь Азалия и любимые внуки – отрада для меня.
Расиля ГАРИФУЛЛИНА:
– Как инженеру по подбору кадров, мне очень важно было иметь общий язык с руководителем. С Азатом Габдулхаевичем проблем с этой стороны не возникало.
Поскольку был единственным сыном, он перевез состарившихся родителей к себе в Терси. Живя с ними по соседству, я каждый раз убеждалась, какой он терпеливый, вежливый, человечный. Не секрет, эти качества есть далеко не у каждого начальника. Азату Габдулхаевичу они передались от родителей. Теперь же к детям Азата я отношусь как к последователям отца. После папиной смерти они стали главной опорой для своей бабушки Сайды. И Ляйсира ухаживала за свекровью, как за ребенком. В этом году они достойно проводила ее в последний путь.
О годах работы с Марсом Хусаиновичем, Азатом Габдулхаевичем, Рашитом Миннебаевичем у меня самые теплые воспоминания. Во сне мне часто снятся эти времена...
Талгат САБИРОВ:
– Весь мой трудовой путь связан с «Сельхозтехникой». Я работал главным энергетиком, начальником котельного цеха. Мы с Азатом понимали друг друга не только с полуслова – с полувзгляда. Он никогда не повышал голоса, не ругался, а находил решение проблем, обсуждая их с нами. Азат и сам был предан делу всей душой, и нас умел заставить так работать.
Еще одно его качество мы часто вспоминаем с женой Альфией, с детьми. Мы жили по соседству. Азат очень любил не только своих, но и всех детей. Мы поражались тому, как он с радостью угощал сельских ребятишек ягодами из своего сада, ни разу не делал замечание шумным ребятишкам.
Рафиля ЯХИНА:
– Мы всю жизнь благодарны Азату Габдулхаевичу. Марс Хусаинович и он – это руководители, которые обеспечили жильем сотни семей. Азат Нафиков безвозмездно помог провести в наш дом газ. Он ценил простых тружеников. За какой бы помощью мы ни обращались, всегда пытался найти решение. Построенный им спорткомплекс стал излюбленным местом для молодежи. До сих пор с тоской вспоминаем концерты-спектакли и состязания между цехами, проводившиеся в те годы по его инициативе...
***
Проходят годы, сменяются эпохи, уходят люди. Но память о таких личностях, как Азат Нафиков, живет в сердцах благодарных земляков.
Материал подготовила Рамзия ЗАРИПОВА.
Азат Нафиков с коллегами. / Фото предоставлено Л. Нафиковой
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев