Агрызские вести

Агрызский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Наша жизнь

Каждое изделие Шамиля Гарифуллина прожито душой

Агрызца Шамиля ГАРИФУЛЛИНА многие знают как собирателя и искусного рассказчика анекдотов. Но это не единственное его хобби.

Чей узор цветнее

О Шамиле Шавкатовиче мы были наслышаны давно, а познакомиться ближе удалось только прошлой осенью, на кроссе в Орешнике.

Интересную личность можно сразу распознать по его поведению. После выхода на заслуженный отдых Шамиль Шавкатович работал в спортшколе, и в этот день стоял инструктором на этапе. Но не просто стоял.

Наверняка, все сразу подумали, что «травил» анекдоты. Не угадали! Он очень увлеченно работал топором: выбирал сучки, внимательно разглядывал, рубил и складывал в одну кучу.

Не удержались – полюбопытствовали, для чего это. И тут же услышали увлекательный рассказ, как из поперечных спилов-«медальонов» мастер изготовляет декоративные столешницы для журнальных столиков. И технологию рассказал, и даже показал текстуру разных деревьев: чей узор цветнее, чей интереснее...

Еще тогда возникла идея рассказать читателям о его хобби. Хорошо, что сразу не получилось. Зато сейчас...

– А вот это и есть те сучки из Орешника, помните? – говорит Шамиль Шавкатович, указывая уже на готовое изделие.

От восторга перехватывает дыхание:

– Классно!

Процесс увлекательный

Говоря о технологии, процесс очень увлекательный. Сначала спиливаешь «медальоны» на циркулярке (он приделал приспособления, чтобы безопаснее работать). Тут идет и дуб, и груша, яблоня, вяз, лещина, черемуха, сосна, даже акация. У каждой породы – своя текстура.

Затем готовишь опалубку нужной формы, укладываешь узором «медальоны» (подключается и супруга), пустые места заполняешь эпоксидным клеем, а еще наполнителем на свой вкус: алюминиевой или бронзовой крошкой, можно косточками от сливы, вишни. После того как клей застынет – ровняешь, шлифуешь, покрываешь лаком.

А еще для новой столешницы Шамиль Шавкатович на токарном станке выпилил ножки в форме лебедей. Здорово получилось!

С чего все начиналось

Тяга работать с деревом Шамилю передалась от отца.

– Этот дом от и до отец строил своими руками: полы, потолки, двустворчатые двери, – рассказывает Шамиль Шавкатович. – Наличники на окнах и по карнизу – тоже его работа. Вот его подставки под цветы с резными ножками...

Отцовский самодельный токарный станок теперь стоит в мастерской сына и верой и правдой служит ему.

Но сначала была Мордовия. После окончания казанских вузов в 1978 году молодая семья Гарифуллиных по направлению попала в Ичалковский район. Шамиль работал врачом в санэпидемстанции, Расима – библиотекарем в педучилище.

– Как-то мы с проверкой пришли в училище, а там в коридорах по стенам висели резные изделия из дерева – творческие работы студентов. Вот тогда меня по-настоящему забрало! – признается Шамиль Шавкатович.

Мысль самому заняться резьбой по дереву не покидала его. Расима, как педагог и тонкий психолог, хорошо понимала, что происходит с мужем. Она принесла из библиотеки учебник по резьбе...

Эта книга до сих пор хранится в семейной библиотеке на почетном месте. И не только она.

– С тех пор, где бы я ни наткнулся на подобную книжку, обязательно покупал, – улыбается мастер.

Шамиль с большим интересом изучил всю технологию. Искал и находил узоры, потом сам начал делать зарисовки. А сейчас еще интернет помогает. Все ксерокопии, фотографии узоров, рисунки он аккуратно хранит в файлах в отдельной папке. Каждый помнит наизусть, потому что каждый прожит душой.

Нервы успокаивает

– Труднее всего нанести рисунок, а потом дело само идет, – делится мастер. – По березе работать сложнее, материал твердый, плотный. А вот по липе – распрекрасное дело. 

Линейка, карандаш, циркуль, нож-косяк, транспортир – вот те незамысловатые инструменты, благодаря которым получаются шедевры: разделочные доски, гребни прялок, кашпо...

Все свои изделия он раздаривает родным и знакомым.

– Если работать, не отрываясь, за два дня можно вырезать одну доску.

– Но это же такая кропотливая работа.

– Зато знаете, как нервы успокаивает...

От деда к внуку

Но не только тонкой работой занят мастер. Его руки способны на многое. Еще в Мордовии, когда семья заселилась в пустую квартиру, он стал мастерить мебель.

– Даже стенку сделал сам. Я нарисовала, а он создал, – говорит супруга.

Сейчас и кровать уже себе смастерил, новый (неудобный) кухонный уголок переделал на свой лад.

За что только не брался! И корзины плести пробовал. У него целая коллекция самодельных ножей. Есть вырезанная маска...

Излишне говорить, что все плотницкие, ремонтные работы по дому он тоже выполняет сам. А в мастерской – набор всех необходимых инструментов.

– Как-то слышала, одна женщина говорила, мол, у мужа три молотка... Мне даже смешно стало. Видела бы она, сколько молотков у Шамиля, – смеется Расима Гильмутдиновна.

А если серьезно, у такого доброго хозяина – только 18 (!) молотков, столько же топоров различного назначения. Тут же в мастерской есть именные инструменты и любимого внука Булата: два топора, пила, уровень, рубанок, плоскогубцы. Мальчик часто бывает у дедушки с бабушкой.

– Он и резьбой пробовал заниматься, только еще силенок не хватает, – смеется дед, а в душе наверняка рад, что продолжение следует...

Екатерина САМСОНОВА

Фото автора

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

       ПОДПИСАТЬСЯ

 

Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев