"Наша мама самая лучшая": Дыдык Михайлова отмечает 90-летие
На маминых горячих табанях
В удмуртской деревне Варклед-Бодье живет одна бабушка с редким для современности языческим именем Дыдык. В переводе оно означает «голубка». Доброго нрава, легкая на подъем, наша Голубка всю жизнь пользовалась большим уважением односельчан.
В день 90-летия у труженицы тыла Дыдык МИХАЙЛОВОЙ собрались дети, многочисленные внуки и правнуки. От районного руководства приехал поздравить заместитель главы Ришат Нурисламов. Свой подарок с глубоким уважением вручил и глава поселения Рустам Нурмухаметов.
А бабушка поделилась с гостями своими воспоминаниями.
В первое военное лето пришлось особенно туго. 11-летняя Дыдык и ее сверстники заменили в поле отцов и старших братьев, ушедших на войну. И дома пришлось стать для мамы первой помощницей: смотреть за младшими детьми, ухаживать за скотиной, работать в огороде.
Когда отец из-под Ленинграда вернулся после ранения глаз, немножко вздохнули с облегчением. Но он с семьей побыл недолго: направили в трудармию в Ижевск.
Так и прошли лихие военные годы – в тревожном ожидании победы и тяжелейшем труде. Огромное бремя вынесли дети войны.
– Лошадей не было: тоже забрали на фронт. Помнится, мы вручную копали по взрослой норме – 5 соток в день. Серпами жали, вязали снопы, – вспоминает ветеран. – Зимой выходили в поле за соломой. А волков в те времена было множество. Мы боялись, но шли. Правда, близко не встречали, а издалека видели стаи по 7-8 волков. Они и в деревню приходили.
После войны 15-летняя Дыдык осталась в родном колхозе. И в животноводстве работала, и в полеводстве. Бывало, сама боронила на лошади.
– Молодежи в деревне было много. Редко кто уезжал в город, – рассказывает Дыдык апай. – Несмотря на трудное послевоенное время, мы старались не унывать. Ведь главное, война закончилась! Вечером после работы выходили на луг, пели, плясали, играли.
На таких игрищах и влюбился Петр в свою Голубку. Вместе они добросовестно трудились в колхозе. Построили за свой век два дома. Держали много скотины. Растили троих детей в уважительном отношении к сельскому труду.
К сожалению, жизнь Петра оказалась недолгой. В 51 год его парализовало, и он скончался.
– Ладно, успели детей поднять на ноги. Но все равно было очень тяжело одной, – признается Дыдык апай. – Учить надо, женить, замуж выдавать. На каждой свадьбе с горечью думала: вот Петр не может радоваться вместе с нами…
Сейчас бабушка переживает золотую осень жизни под заботливой опекой детей и внуков. Она живет одна в построенном с мужем доме (сын построил дом рядом), но, можно сказать, никогда одна не остается.
– Большое спасибо детям за такую заботу, – искренне благодарит она.
А они, в свою очередь, благодарны матери.
– Наверное, для каждого своя мама кажется самой лучшей. Вот и наша мама самая лучшая. Сколь терпения и сил вложила она в каждого из нас! С какой любовью всегда баловала горячей выпечкой, – признается дочь Клавдия. – Кстати, она вчера еще говорила: испечь бы табани… Вот так, на маминых горячих табанях, на родительской любви мы и выросли людьми!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев