Агрызские вести
  • Рус Тат
  • Агрызу - 370 лет

    Строительство железной дороги К началу XX в. Урал превращается в крупный промышленный центр. Все больше направлялось промышленного сырья: металла, леса, соли, продовольствия, готовой продукции - в центральную Россию. Связь с центром осуществлялась по Северной и Самаро-Златоустовской железным дорогам, а в навигационный период - по рекам Чусовой, Каме, Белой, Волге. Чтобы...

    Строительство железной дороги

    К началу XX в. Урал превращается в крупный промышленный центр. Все больше направлялось промышленного сырья: металла, леса, соли, продовольствия, готовой продукции - в центральную Россию. Связь с центром осуществлялась по Северной и Самаро-Златоустовской железным дорогам, а в навигационный период - по рекам Чусовой, Каме, Белой, Волге.

    Чтобы приблизить сырьевую базу Урала к центру, царское правительство решило начать строительство железной дороги Москва-Екатеринбург на участке Казань-Екатеринбург, которое началось в 1914 году.

    Основными орудиями труда были лопата, кирка, тачка, тягловой силой -лошадь. Основным источником рабочей силы было местное население: татары, удмурты, башкиры, военнопленные немцы и австрийцы, - а также строительные батальоны.

    Со строительством железной дороги в Агрызе появилось много русских: рабочие, инженерно-технический состав.

    К 1917 году железнодорожный путь Казань-Екатеринбург был в основном проложен, но в эксплуатацию не сдан. Также была построена дорога Агрыз-Ижевск-Воткинск. Строительство дороги Казань-Екатеринбург полностью завершилось в 1920 г. А село Агрыз, не имевшее никакого значения, превращается в железнодорожный узел.

    К 1917 г. население Агрыза составляло 5-6 тысяч человек. Строится первый фельдшерский пункт, который через несколько лет стал поликлиникой, где работали 6 фельдшеров.

    К северу от железной дороги никаких строений не было. Где находятся в настоящее время улицы Ометова, Октябрьская, К.Маркса, было поле, эту территорию использовали под пашни. А дальше в сторону Малой Пурги рос лес.

    Революция и Гражданская война

    В 1917 году свершилась Великая Октябрьская революция.

    Весть о победе вооруженного восстания в Петрограде быстро дошла и до Агрыза. Первыми узнали служащие железнодорожного телеграфа, которые сообщили остальным рабочим.

    Вскоре был образован военно-революционный комитет, который возглавил переход власти в Агрызе в руки рабочих и крестьян. Наиболее инициативными были рабочие локомотивного депо, среди которых были члены РСДРП(б).

    Организаторами явились коммунисты Отто Новатт - один из старейших большевиков, рабочий железнодорожного батальона, Александр Чубуков - телеграфист, секретарь военно-революционного комитета, Михаил Ометов - член ревкома и другие. Недавно демобилизованный из царской армии молодой энергичный токарь Ометов обладал организаторским талантом. Он быстро завоевал авторитет среди рабочих.

    В стране кровавая Гражданская война. 28-я Азинская дивизия сражается с армией Колчака. Подавила мятежи в Ижевске, Сарапуле, Воткинске. В декабре 1918 года на помощь азинцам из Агрыза прибывает 190 человек, среди них - Ометов, который назначается политруком 243 полка дивизии.

    Январь 1919 года. После тяжелых боев азинцы выходят к станции Чернушка. Колчаковцы оттеснили их до участка Сарапул-Агрыз. Ометов был ранен, его несли на носилках. Возле деревни Вошутино раненых должны были погрузить на телеги. Двое сопровождавших Ометова погибли от пуль, и он попал в плен. Пленных жестоко пытали и убили.

    В мирные 1925-26 годы одна из новых улиц Агрыза была названа его именем. Сейчас это одна из самых красивых улиц города. В начале улицы - памятник Ометову.

    Военно-революционный комитет взял на себя роль руководителя во всех областях хозяйственной и культурной жизни Агрыза. Железнодорожники активно взялись за ремонт паровозов, вагонов. В паровозном депо ремонтировалось оружие: пушки, пулеметы, винтовки.

    В это время остро сказывался недостаток жилья для рабочих. Строить новые дома не было средств. По решению комитета снимались с колес кузова товарных вагонов и оборудовались под временное жилье. Строились землянки, засыпные бараки, заселяли пустующие дома в близлежащих деревнях: Баграш-Бигре, Гожне, Иж-Бобье, Малой- Пурге.

    Но старый строй не желает сдавать позиции. С Волги угрожают чехи, с Урала - Колчак. Вспыхивают мятежи, угроза нависает и над Агрызом. С Урала прибывает отряд под руководством рабочего-коммуниста Александра Чеверева. Многие агрызские железнодорожники присоединяются к его отряду. Строят бронепоезд «Свободная Россия», который состоял из 4 площадок, из двусторонних стен, внутри заложенных песком.

    (Продолжение следует).

    Все новости нашего района читайте в  Telegram-канале Агрызские вести

     

     

    Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей

     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: