«Кыстыбый не доедайте, приеду – поем»: последние часы баяниста Шафагата Салихова
Вечером 27 октября погиб знаменитый татарский музыкант, первый баянист Салавата Фатхутдинова Шафагат Салихов. Он скончался в результате автомобильной аварии по дороге из Казани в Челны, его машина столкнулась с грузовиком. Корреспондент ИА «Татар-информ» поговорила с близкими, односельчанами прославленного баяниста и с теми, кто видел Салихова в последние часы его жизни.
«Из-за операции на глаза не смог окончить школу вместе со сверстниками»
«В Ватсапе есть группа нашей деревни. 27-го числа первым пришло сообщение от односельчанина Рафаэля Хайруллина. “Слышал, что случилось вот такое, это правда или нет?” – написал он. Смерть Шафагата абый была настолько неожиданной, как удар молнии», – делится секретарь главы сельского поселения Татарские Шуганы (Татшуган) Гульсинур Ахмадишина.
«Шафагат абый с родной деревней связей не терял. Приезжал на сабантуи, помогал мечети. Его отец также был искусным гармонистом. Так играл на тальянке – душа разворачивалась. Вечером накануне Сабантуя над селом летели мелодии его певучей гармони.
Салиховы – многодетная порядочная семья. В деревне у Шафагата абый много двоюродных, троюродных. Еще с детства для Шафагата абый была уготована особая судьба. С малых лет у него болели глаза, пришлось делать операции. Несколько месяцев пролежал в больнице, из-за этого в школе отстал от сверстников. Создали семью с Муршидой апа из деревни Таллы Буляк, у них родились двое детей. Но жизнь Муршиды апа оборвалась внезапно. После этого он женился во второй раз, на Ларисе – племяннице своей жены. Это была прекрасная семья, у них росли дочь и сын. В родную деревню тоже приезжали.
Мулла нашей деревни обратил внимание, что в последнее время на инстаграм-странице Шафагата абый часто стали появляться его совместные фото с дочерью, сыном.
Еще говорят, что из-за плохого зрения он брал в дорогу свою дочь, чтобы она подсказывала. А в этот раз он ее не взял.
Шафагата абый в последний путь проводили из клуба. Людей было много, из других регионов приезжали одноклассники, приехали друзья, артисты. После этого около 60 человек зашли в мечеть, помолились за усопшего», – рассказала Ахмадишина.
«Сказал, приедет через неделю. Ровно через неделю привезли его тело»
Шафагат Салихов – второй ребенок в семье, где воспитывались четверо детей. У него есть старшая сестра, младшая сестра и младший брат. Брат Айрат с семьей проживает в родном селе. Телефонный звонок корреспондента ИА «Татар-информ» не застал его дома, воспоминаниями о родном дяде поделилась дочь Айрата Салихова Раиля Ахтямова.
«Шафагат абый в последний раз приезжал 20 октября на юбилей мамы. Был проездом из какого-то района. На юбилее сыграл и спел под свой аккомпанемент две песни. Это было странно, потому что никогда до этого он сам не пел. Уезжая, сказал: «На следующей неделе приедем с Ларисой, детьми. Румия (жена Айрата. – Ред.), тебя Лариса хотела поздравить».
Ровно через неделю привезли его тело. Мы и сами уже собирались встречать гостей, думали, если не в субботу, то в воскресенье приедут», – говорит Раиля.
Она отчетливо помнит, как попрощалась с дядей. Тогда она не подозревала, что это их последняя встреча.
«Меня он ласково называл «кызым» (дочка). Зашел на кухню, попросил попить: «Раиля кызым, дай-ка мне воды». Я тогда тоже, будто предчувствовала, предложила вместе сфотографироваться: «Шафагат абый, с тобой давно не фотографировались, давай сделаем снимок», и сделали с ним последнее фото», – рассказывает девушка.
«На юбилее топтался, не находил себе места»
Живя в Челнах, Шафагат Салихов часто бывал в Казани. Многие запомнили его выступление на недавних юбилейных концертах Салавата Фатхутдинова – хотя их сотрудничество в театре песни «Салават» давно прекратилось, популярный певец с удовольствием представлял своего друга молодости зрителю, будто хотел успеть в последний раз показать его любимой публике. 27 октября Шафагат Салихов работал на юбилее в казанском ресторане «Катык».
«Юбиляр позвал его специально. “Шафагат абый, если бы к приезду гостей ты их встречал, играя на гармони, для меня это было бы такой гордостью!”», – я слышал такой разговор по телефону, – вспоминает ведущий этого юбилея Айрат Ильясов. – В день юбилея, когда я заносил аппаратуру, Шафагат абый был там, играли на пару с другим баянистом. Когда начался банкет, я не видел, как он уходил. Но артисты сказали, что он «как-то топтался, не мог найти себе места». Кто-то слышал, как он говорил по телефону: «Кыстыбый не доедайте, я же кыстыбый люблю, приеду – поем».
«Отец увидел, как он «играет» на древесной стружке, и купил ему инструмент»
Корреспондент ИА «Татар-информ» также поговорила с родным братом Шафагата Салихова Айратом Салиховым.
«Брат с детства тянулся к творчеству. Отец как-то увидел, что сын пытается «играть на гармони», растягивая кудри древесных стружек, и решил купить ему настоящий инструмент. Так начался его творческий путь.
Проблемы со зрением были у брата с детства. Около года ему пришлось лечиться. В учебе отстал от одноклассников. Но учился очень хорошо, и ему позволили пройти за год программу двух классов. После 8 класса он поступил в музыкальное училище в Лениногорске. Оттуда вернулся в деревню, стал художественным руководителем в сельском клубе. Организовал ансамбль, вместе с ним доехал до Казани. В 1983 году устроился в Челнах в ДК cтроителей. Затем 11 сезонов подряд сотрудничал с Салаватом Фатхутдиновым. Позже ездил с Габибуллой Хурматуллиным. В последние годы работал с Русланом Кирамутдиновым», – рассказал Айрат Салихов.
«Очень хотел переехать в свой новый дом»
Как уже ранее было упомянуто, последний раз в родную деревню Шафагат абый приезжал 20 октября.
«2 ноября в Челнах будет концерт Салавата. Пригласил туда мою жену, сказал, будет от него подарком на юбилей. Сказал: «Позже все обговорим». Все было как обычно, сказал, что приедет с семьей. Никуда не рвался, не был подавленным. Его смерть подействовала на меня как удар молнии. Я был оглушен. Он ведь жил с таким желанием, любил жизнь. Строил дом под Челнами. Говорил: «Эх, братишка, переехать бы скорее, если не в этом году, то хотя бы в следующем», – рассказывает брат Шафагата Салихова.
По его словам, музыкант из-за плохого зрения носил очки.
«Он же все время был в дороге. Все время ездил ночью. Я сам поражался, как он может так много ездить. Брал баян и отправлялся в путь. Ведь и в возрасте был уже. Не заметил опасности или что-то другое случилось – не знаем. Говорят, после банкета в Казани у него был еще банкет, в Челнах. Так это или нет, этого я не знаю. И у Ларисы об этом спросить не могу, она пока о таких вещах говорить не в состоянии», – сказал он.
По словам Айрата Салихова, поминальное мероприятие на 7-й день пройдет 3 ноября в Челнах, его организацию взял на себя Салават Фатхутдинов.
«Очень тороплюсь, надо успеть вернуться»
«27 октября с Шафагатом абый выступали вместе. Мы ведь еще в сентябре участвовали в его юбилейном концерте, – рассказал певец Рафиль Залялиев корреспонденту ИА «Татар-информ». – Нас он тоже похвалил: “Зрителю ваше выступление очень понравилось”. Баянисты выступили в начале банкета, встречали гостей. Когда начался банкет, Шафагат абый засобирался и говорит: “Спешу, спешу, мне надо успеть приехать в Челны на еще одно мероприятие, там тоже обещал”. Так ушел. А еще по ошибке унес чехол от баяна Альфреда абый Якшимбетова. Вернулся. Я помог ему найти его собственный чехол. Перед уходом он говорил по телефону. Все время звонила дочь Миляуша. Слышал, как он сказал: “Кыстыбый не доедайте, приеду – поем, я тоже кыстыбый люблю”.
Мы должны были встретиться в начале ноября на концертах Салавата Фатхутдинова. Поговорили об этом. А еще ему и Салават абый говорил: “Зачем торопишься, не останешься на сегодня”. “Нет, нет, Закиич, вернусь в Челны”. Он был в хорошем настроении, бодрый, но он спешил. Сказал: “Надо успеть”. Может, и на дороге торопился. Это нам неизвестно. И вот через два-три часа до нас дошло это известие. Очень тяжело, трагическое событие».
Источник: sntat
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев